Журнал для юных умов
Меню сайта

Как маленькие дети учат язык?

Разные дети растут в разных условиях. Представьте себе ребенка А: он много играет и разговаривает с родителями, каждый вечер ужинает с семьей, путешествует на самолетах, а в его спальне много книг. А теперь представьте себе малыша Б: его родители очень заняты, он мало играет и общается со взрослыми, много смотрит телевизор, мало ест полезной пищи и почти всегда сидит дома. У ребенка А много возможностей развлекаться и учиться, а у ребенка Б их меньше. Малыш А читает о приключениях по всему миру, а малыш Б не получает столько практики в чтении. А у вас было много возможностей играть, общаться и учиться, когда вы были маленьким? Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что жизнь других детей отличается от вашей? Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какие сложные вещи вы изучали, например язык? Есть много ученых, которые изучают, как учатся младенцы и маленькие дети, и мы хотим рассказать вам о некоторых важных результатах исследований. Мы надеемся, что после прочтения вы почувствуете воодушевление от того, как эта наука может помочь дать каждому ребенку справедливый шанс на обучение.

Вы узнали много нового, даже не подозревая об этом!

Младенцы выглядят как маленькие комочки, которые не могут многого сделать. Они и есть маленькие капельки! Но ученые доказали, что младенцы обладают невероятной способностью к обучению. В первые несколько лет жизни мы узнаем много удивительной информации, обычно даже не подозревая, что учимся. Язык - прекрасный тому пример. Какой язык или языки вы изучали в детстве? Мы предполагаем, что вы знаете английский, потому что можете прочитать это предложение. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как вы выучили все эти фрагменты языка? Будучи новорожденным ребенком, вы почти ничего не знали о звуках и словах, но к тому времени, когда вы вырастете, вы можете знать до 50 000 или 100 000 слов. Вы можете делать довольно впечатляющие вещи. Например, вы, вероятно, сможете вставить пропущенное слово здесь: Пора спать. Пора чистить зубы____ .

Как вы это сделали? Можете ли вы объяснить другу или взрослому, как вам удалось заполнить пробел? Это невероятно, если задуматься. Вы только что предсказали слово "зубы" (или, может быть, "волосы"). Вы предсказали будущее.

Трудно понять, как маленькие дети учатся такому сложному предмету, как язык. Копируют ли они своих родителей? Начинают ли они произносить звуки, пока не получаются нужные слова? Находят ли они закономерности и узнают, какие звуки часто сочетаются друг с другом, например "б-а-б-и"? Узнают ли они, что разные слова сочетаются с разными вещами, и используют ли они это, чтобы понять, что эти слова означают? Догадываются ли они о том, какие слова будут следующими, а затем учатся на своих ошибках? Хотят ли они просто веселиться вместе с мамами, папами, братьями и сестрами, и это побуждает их к изучению языка? Разные ученые считают, что обучение происходит по-разному. Существует множество вариантов. Хотя ученые любят не соглашаться друг с другом, в целом они сходятся во мнении, что со временем обучение развивается само по себе. Первые годы жизни имеют огромное значение для нашей способности к обучению в дальнейшем и для нашей способности хорошо учиться в школе. Что интересно, так это то, что изучение языка до сих пор остается большой загадкой, и в ближайшие десятилетия (или даже столетия) ученым предстоит проделать большую работу! Одна из самых сложных задач - понять, как можно использовать научный метод для изучения детей и языка.

Как ученые изучают обучение?

Трудно изучать, как дети учатся, потому что они не могут сказать нам, о чем они думают. Так как же узнать, что знают или чему могут научиться младенцы? Существует множество методов изучения обучения и языка, и эти методы используются учеными, изучающими самые разные темы: психологию, неврологию, образование, лингвистику, медицину, коммуникационные науки и общественное здравоохранение (если вы не знаете, что означают эти слова, не стесняйтесь написать нам: caseylw@princeton.edu и adriana.weisleder@gmail.com). Мы опишем два конкретных способа, с помощью которых ученые изучают младенцев. Мы надеемся, что эти методы покажутся вам интересными.

Во-первых, ученые используют метод, называемый отслеживанием движения глаз. Начиная с рождения, мы можем двигать глазами. Мы смотрим на предметы, когда нам интересно, и отводим взгляд, когда нам скучно. Ученые могут использовать движения глаз, чтобы понять, что знают маленькие дети. Например, мы иногда просим малышей посмотреть на экран телевизора, на котором изображены две картинки, например мяч и чашка. Затем дети слышат предложение вроде этого: Ты видишь мяч? Используя модную камеру, мы можем увидеть, как быстро дети переводят взгляд на мяч. Ученые выяснили, что дети все быстрее и быстрее переводят взгляд на нужную картинку. Иногда малыши определяют, на какую картинку смотреть, просто услышав начало слова (Look at the b-). Мы сняли для вас короткое видео, чтобы вы могли увидеть, как это работает: https://youtu.be/CuLMn8uQxss.

Во-вторых, ученые просят родителей рассказать нам, что знают их дети. Например, мы иногда даем родителям список с сотнями слов, и они ставят галочки напротив тех слов, которые знают их дети. Как вы думаете, смогут ли ваши родители сделать это очень хорошо? Может быть, да, а может быть, и нет. Родителям трудно запомнить все слова, которые когда-либо произносил их ребенок. Поэтому ученым приходится спрашивать самих детей. Один из способов сделать это - попросить детей указывать на картинки, когда они слышат разные слова. Мы спрашиваем детей о легких словах, которые они наверняка часто слышали, и о более трудных, которые встречаются реже. Например, вы наверняка знаете слово "бабуин", но, скорее всего, не знаете слово "вихрь" и уж точно не знаете слово "эпизеуксис" (кстати, вихрь - это завихрение воздуха или жидкости, а эпизеуксис - это быстрое повторение слова, например "дождь, дождь, дождь").

Мы используем эти показатели поведения для проведения двух типов исследований. Фундаментальная наука рассказывает нам об основах того, как учатся маленькие дети. Мы пытаемся понять, что могут и чего не могут делать маленькие дети, и используем результаты исследований для создания теорий о том, как люди учатся. Прикладная наука отличается от фундаментальной, но связана с ней. В прикладной науке мы пытаемся понять, как можно помочь малышам, которые отстают в учебе, или детям, которые росли не с такими возможностями, как другие дети.

Разные детские дома

Эти методы позволили нам многое узнать о том, что знают дети. Но чтобы полностью понять, как дети учат язык, нам также нужно знать об их домах и сообществах, и особенно о языке, который они слышат. Много ли языка дети слышат дома или совсем немного? Говорят ли родители тысячи разных слов или всего несколько десятков? Описывают ли взрослые и объясняют ли детям слова или детям приходится самим догадываться о значении слов? Чтобы попытаться ответить на эти вопросы, ученые записывают общение родителей и детей. Затем они часами анализируют сказанное.

В одном важном исследовании ученые раз в месяц приходили в семьи и в течение часа записывали, что слышат и говорят дети (исследователей звали Бетти Харт и Тодд Рисли [ 1 ], и они опубликовали книгу о своем исследовании в 1995 году). Они начали делать это, когда малышам было всего 9 месяцев, и продолжали посещать их дома каждый месяц, пока детям не исполнилось 3 года. За это время дети начали говорить, и ученые строили график каждого нового слова, которое произносили дети. Этот график показывал, как словарный запас детей рос со временем, как на рисунке 1. Они также записывали все слова и предложения, которые родители говорили своим детям. Проанализировав эти записи, они обнаружили, что большинство детей начинают говорить примерно в первый день рождения, но некоторые из них осваивают новые слова гораздо быстрее, чем другие дети. Также выяснилось, что дети лучше усваивают новые слова, если их родители много разговаривают с ними дома. Дети, которые слышали много языка - больше слов, больше разных слов, больше вопросов, больше ободряющих слов и больше слов, описывающих предметы, - имели больший словарный запас, чем дети, которые не слышали так много языка.

Одним из важных выводов этого исследования стало то, что дети слышали больше языка, если они были из семей с большим достатком. Дети из семей с небольшим достатком не слышали столько языка дома. Задумывались ли вы об этом? Вы, наверное, знаете, что в одних семьях денег больше, чем в других, и это влияет на то, где живет ребенок, какую пищу он получает, сколько у него игрушек и книг. Но это исследование показало, что количество денег в семье также влияет на то, какой опыт получают дети. Не забывайте, что это лишь средние показатели, и всегда есть много исключений! Некоторые дети из семей с большим достатком не слышат много языка дома, а некоторые дети из семей с очень маленьким достатком слышат много языка дома. Суть в следующем: с самого младенчества одни дети получают много возможностей для игры и обучения, а другие - меньше. Ученые, изучающие мозг, знают, что то, с чем дети сталкиваются каждый день, может влиять на то, как растет их мозг (мы думаем, вам стоит прочитать статью в журнале Frontiers for Young Minds, написанную Убаном и другими [ 2 ]). Поэтому, если мы хотим дать каждому ребенку справедливый шанс научиться таким важным вещам, как язык, мы должны предоставлять детям одинаковые возможности, начиная с момента их рождения.

Ученые хотят помочь, но сначала они хотят выяснить, какие виды опыта помогают малышам учиться. В одном из исследований ученые пытались выяснить, сколько слов дети слышат дома каждый день [ 3 ]. Все дети, участвовавшие в исследовании, были из семей с небольшим достатком, и ученые записывали их в течение целого дня с помощью маленького диктофона, который помещается в кармане ребенка. Затем они использовали компьютерное программное обеспечение, которое автоматически сообщало им, сколько слов услышали дети. Разве это не интересно? Они обнаружили, что одни дети слышали 20 000 слов за 1 день, а другие - 2 500 слов за 1 день (рис. 2). Одни дети слышали много слов, обращенных прямо к ним, например, когда они разговаривали и играли с родителями, и ученые назвали это "детской речью". Другие дети слышали много языка, не обращенного к ним, например, когда их родители разговаривали друг с другом или со своими братьями и сестрами, и ученые назвали это "подслушанной речью". Оказалось, что дети, которые слышали много обращенной к ним речи, имели больший словарный запас, чем дети, которые не слышали так много направленной на них речи. Но дети, которые слышали много подслушанной речи, не имели большего словарного запаса. Разве это не странно? Это говорит о том, что для изучения языка маленьким детям недостаточно просто слышать, как говорят другие люди, или слушать телевизор. Разговаривать с малышами - описывать то, на что они смотрят, реагировать на их слова, подражать их звукам - вот что важно для изучения языка.

Рисунок 2 - Этот график показывает количество слов, которые разные дети услышали от взрослых за 1 день.

Существует множество причин, по которым одни дети слышат больше, чем другие. У некоторых детей нет братьев и сестер, а у некоторых их много. У родителей некоторых детей есть много времени, чтобы играть с ними, а у некоторых - не так много. Некоторые дети живут с родителями, а некоторые - с другими взрослыми или в групповых домах. Жизнь детей отличается друг от друга во многих отношениях, и мы до сих пор не до конца понимаем, как эти различия влияют на язык, который они слышат. Но мы знаем, что игры и разговоры очень важны для изучения языка. Дети, которые много играют и разговаривают, лучше подготовлены к школе.

Дать каждому ребенку справедливый шанс на обучение

Почему все это имеет значение? На рисунке 3 мы показываем один из способов осмысления этого: цикл обучения. Этот цикл продолжается по мере вашего взросления. Вы участвуете в этом цикле уже много лет. Когда маленькие дети начинают осваивать язык, они могут узнавать все больше и больше от своих родителей и учителей. Как мы уже говорили в этой статье, некоторые дети получают много шансов играть, говорить и учиться, а некоторые - нет.

Рисунок 3 - Это цикл обучения.

Вот отличная новость. Есть много людей, которые хотят помочь дать каждому ребенку справедливый шанс учиться: родители, учителя, врачи, библиотекари, социальные работники, логопеды и ученые. Все эти люди очень полезны. В домах, классах, больницах, университетах, церквях и других общественных центрах (например, YMCA и YWCA) взрослые помогают малышам учиться.

Мы хотим, чтобы вы знали, что ученые работают над тем, чтобы понять, как лучше всего помочь детям расти счастливыми, здоровыми и готовыми к школе. Мы занимаемся фундаментальной наукой, чтобы понять, как маленькие дети учатся, и прикладной наукой, чтобы понять, как маленькие дети могут процветать. Есть ли рядом с вашим домом университет? Как он называется? Возможно, там сейчас работает ученый, изучающий образование и обучение. Возможно, когда-нибудь вы сможете поработать в лаборатории и помочь нам понять, как маленькие дети развиваются и учатся.

Помните: каждый ребенок индивидуален, и каждый дом индивидуален. То, как росли вы, может отличаться от того, как росли ваши друзья. Ваши квартиры и дома могут выглядеть по-разному, но, что еще важнее, отличаются вещи, которые вы делаете дома. Эти различия имеют значение для того, как мы учимся, как взрослеем и кем становимся. Это кажется простым, но игры с маленькими детьми действительно важны для изучения языка. Играя и разговаривая, дети учатся все больше и больше, как дома, так и в школе. Всего через 5 лет или около того вы, возможно, будете присматривать за детьми в качестве няни или в летнем лагере. Мы надеемся, что вы запомните то, что прочитали в этой статье.

Есть ли сейчас рядом с вами родители, учителя или друзья? Задайте вопрос, заведите разговор или поиграйте в игру - может быть, вы узнаете что-то интересное.

Это интересно: