Журнал для юных умов
Меню сайта

Может ли экскурсия в зоопарк улучшить связь с природой?

С течением времени связь человека с природой ослабевает. Это проблематично, поскольку люди с ослабленной связью с природой уделяют меньше внимания окружающей среде и склонны демонстрировать менее экологичное поведение. Программы экологического образования - один из способов решить проблему ослабления связи с природой. В нашем исследовании мы изучали, может ли 1-часовая экскурсия в зоопарк улучшить связь старшеклассников с природой. Мы также изучили влияние пяти дополнений к экскурсии (кормление жирафов или сурикатов, экскурсия за кулисы, беседа со смотрителем и посещение зоопарка). Мы обнаружили, что даже короткая программа экологического образования может усилить связь учащихся с природой. Особые переживания, такие как кормление жирафа, оказали особенно положительное влияние, в то время как негативные переживания, такие как отвращение, привели к незначительному отрицательному эффекту. Наше исследование доказывает эффективность коротких программ экологического образования в восстановлении связи людей с природой.

Почему важна связь человека и природы?

Современные дети и подростки, как вы могли заметить, проводят много времени за просмотром телевизора, компьютером или смартфоном. Возможно, ваши родители иногда рассказывают вам, что в детстве они проводили на природе гораздо больше времени, чем вы сейчас. В наши дни взрослые и дети проводят все меньше времени на природе. В результате связь, которую люди ощущают с природой, все больше и больше ослабевает.

Почему это проблема, когда наша связь с природой ослабевает? Факты свидетельствуют о том, что высокая степень связи с природой имеет положительный эффект. Например, связь с природой мотивирует людей защищать окружающую среду, а люди, которые связаны с природой, обычно демонстрируют более экологичное поведение [ 1 ]. Также было замечено, что люди, которые связаны с природой, более счастливы, здоровы и в целом чувствуют себя лучше. Некоторые ученые даже предполагают, что ослабление нашей связи с природой отчасти является причиной многих современных экологических проблем. Эти примеры показывают, насколько важно быть связанным с природой. Поэтому важно стараться укреплять эту связь, особенно в детском и юношеском возрасте.

Но как мы можем расширить связи молодых людей с природой? Как вы понимаете, время, проведенное на природе, является очень важным компонентом. Люди, которые регулярно проводят время на природе, обычно демонстрируют более тесную связь с ней [ 2 ]. Еще один способ улучшить связь детей с природой - это программы, которые рассказывают им об экологических проблемах, устойчивом поведении и о том, как правильно относиться к природе.

Опросник для изучения связи с природой

В этом исследовании мы выясняли, может ли 1-часовая экскурсия в зоопарк улучшить связь детей с природой. Ранее ученые изучали только влияние более длительных образовательных программ; никто не исследовал, может ли короткая программа экологического образования, такая как экскурсия в зоопарк, оказать положительное влияние на связь человека с природой. Мы также хотели узнать, могут ли небольшие дополнительные элементы, добавленные в экскурсию по зоопарку (например, беседа со смотрителем животных), оказать дополнительное положительное влияние на связь детей с природой.

Чтобы изучить этот вопрос, мы пригласили более 600 старшеклассников в возрасте 15-19 лет принять участие в экскурсиях в зоопарке Opel-Zoo в Кронберге (Германия). Многие школьники этого возраста не чувствуют связи с природой, а также не интересуются животными и зоопарками. Но как на самом деле измерить связь человека с природой? В области экологической психологии для этого существуют специальные опросники. Если человек честно заполняет такую анкету, ученые могут определить, насколько сильно он связан с природой.

Мы использовали опросник, включающий измерение под названием "Шкала включения природы в себя" (INS) [ 3 ], которое представляет собой простой и быстрый способ определить, насколько человек связан с природой. Опросник состоит из семи пар кругов (рис. 1). Один круг представляет человека, а другой - природу. Студентам предлагалось выбрать ту пару кругов, которая, по их мнению, лучше всего описывает их отношения с природой. Вы можете попробовать сделать это сами! Какая из семи пар кругов лучше всего описывает ваши отношения с природой? ИНС использовалась во многих научных исследованиях и была признана полезным инструментом для измерения связи с природой [ 4 ].

Может ли экскурсия в зоопарк усилить связь с природой?

Итак, что именно мы делали с учениками в зоопарке? Прежде чем начать экскурсию по зоопарку, мы использовали систему INS, чтобы измерить связь учеников с природой. Затем студенты посетили 1-часовую экскурсию по зоопарку, во время которой им показали большую часть территории зоопарка. Экскурсию проводил воспитатель зоопарка, который много рассказывал о различных африканских животных, таких как жирафы и слоны, об их жизненном пространстве и о том, что они находятся под угрозой исчезновения.

Чтобы проверить, могут ли небольшие дополнения к экскурсии еще больше повлиять на связь с природой, некоторым группам в конце экскурсии дали одно из пяти дополнений. Эти дополнения включали в себя кормление жирафов, кормление сурикатов, посещение слоновьего дома за кулисами, беседу со смотрителем животных или посещение зоопарка. Мы не сообщали группам заранее, будет ли у них обычная экскурсия или экскурсия с дополнениями. После экскурсий (и дополнений) связь студентов с природой снова измерялась с помощью INS. Обзор нашего исследования представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 - После первоначального измерения связи студентов с природой с помощью INS была проведена обычная экскурсия в зоопарк.

Результаты: Связь увеличилась!

Что мы обнаружили? Оценка наших данных показала, что связь с природой увеличилась почти во всех экскурсиях по зоопарку. Однако во время экскурсий с кормлением сурикатов связь с природой несколько снизилась. Результаты обобщены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Наше исследование показало, что большинство экскурсий в зоопарк привели к увеличению связи с природой.

Эти результаты показали, что даже короткая программа, такая как 1-часовая экскурсия по зоопарку, может оказать положительное влияние на связь старшеклассников с природой. Наибольший эффект испытала группа, которая кормила жирафов после экскурсии. Возможность покормить жирафа и напрямую пообщаться с этим особенным животным, похоже, особенно способствовала укреплению связи школьников с природой. Закулисный вид на слоновий дом и беседа со смотрителем животных также оказали сильное положительное влияние. Похоже, что эти особые впечатления способствовали укреплению связи с природой. Экскурсия без дополнения и экскурсия с посещением зоопарка показали лишь незначительное увеличение связи с природой. Возможно, эти впечатления не показались студентам такими уж особенными - зоопарк, например, открыт для всех посетителей, а экскурсия с гидом предполагала лишь следование по обычным маршрутам зоопарка.

Почему, когда сурикатов кормили, связь с природой несколько ухудшалась? Сурикаты - очень популярные животные в зоопарках, и многие посетители находят их чрезвычайно милыми, поэтому сначала мы были удивлены таким результатом. Есть два возможных объяснения этому результату. Во-первых, студенты могли смотреть на сурикатов только через стеклянную витрину, а погладить животных было нельзя, поскольку они являются хищниками и могут поранить посетителей. Студенты могли быть разочарованы этим, что могло негативно повлиять на их связь с природой. Во-вторых, еда, которой студенты кормили сурикатов, также могла оказать негативное влияние. Сурикаты - хищники, поэтому студенты кормили их живыми мучными червями. У многих студентов это вызвало отвращение, и они не захотели прикасаться к мучным червям. Чувство отвращения могло негативно повлиять на их связь с природой.

Заключение

В целом, наши данные свидетельствуют о том, что экскурсии в зоопарк могут усилить связь молодых людей с природой. Особые впечатления, такие как кормление жирафов, усилили положительный эффект, в то время как негативные впечатления, такие как отвращение, казалось, уменьшили связь студентов с природой. Это исследование показало, что даже простая и короткая программа экологического образования может иметь положительный эффект и способствовать укреплению связи с природой.

Повышенная связь с природой, вероятно, напрямую влияет на сохранение видов. Люди, которые больше связаны с природой, больше ценят ее и демонстрируют более экологичное поведение, что приводит к тому, что эти люди охотнее защищают виды и места их обитания. Пример из Западной Индии показал положительное влияние экологического образования на сохранение видов. Несколько видов фруктовых летучих мышей, находящихся под угрозой исчезновения, были защищены благодаря экологическому образованию [ 5 ]. Сочувствие к животным также положительно связано со связью с природой. Работа, подобная нашей, важна, потому что многие животные Земли находятся под угрозой исчезновения из-за деятельности человека, и наше ослабление связи с природой может способствовать сокращению численности этих видов. Повышение чувства связи людей с природой может помочь защитить жизнь этих исчезающих животных, сохранив их для будущих поколений.

Это интересно: