Журнал для юных умов
Меню сайта

Можно ли улучшить решение проблем, развивая креативность?

Сталкивались ли вы когда-нибудь с проблемой, которую нужно было решить? Большинство из нас сталкиваются с такими проблемами ежедневно - например, чтобы найти кратчайший путь в школу, определить источник неприятного запаха, починить сломавшийся бытовой прибор или уладить разногласия. Решение проблем - важный жизненный навык. Решение проблем - это еще и творческий процесс, а творчество тоже считается важным жизненным навыком. В этом исследовании мы проверили, можно ли улучшить решение проблем у подростков, повысив их креативность с помощью простого метода. Мы обнаружили, что нам удалось повысить творческий потенциал участников, и это привело к улучшению способности решать проблемы.

Важность решения проблем

Решение проблем - важная часть нашей жизни. Мы все решаем проблемы каждый день. Вероятно, вы сталкиваетесь со многими проблемами в школе. Некоторые из этих проблем связаны с изучаемыми предметами, например, как выполнить задание, которое дал учитель, как распознать части речи в предложении или свойства вещества, как запомнить исторические факты. Однако вы наверняка сталкиваетесь и со многими другими проблемами - например, как играть с максимальным количеством своих друзей на перемене, как справляться с неприятными ситуациями в общении с другими учениками или как добраться домой кратчайшим путем.

Кроме того, дети, подростки и взрослые сталкиваются со многими проблемами, не связанными со школой - например, как починить сломанный прибор, как найти источник неприятного запаха, как уладить разногласия или спланировать увлекательное семейное путешествие. В общем, решение проблем считается ключевым жизненным навыком, которым должен овладеть каждый.

Что такое творчество?

Творчеству трудно дать определение. Во-первых, важно знать, что творчество - это навык, которому можно научиться, который можно практиковать и совершенствовать. Это не то, с чем вы либо рождаетесь, либо нет. Ученые убедились в этом после десятилетий изучения креативности среди различных групп населения. Во-вторых, следует четко отметить, что творчество относится ко всем аспектам жизни, а не только к искусству. Многие люди творчески подходят к своей работе, даже если они учителя, математики, механики, педиатры или программисты. Более того, творчество может проявляться и в повседневной деятельности, например, в игре (особенно в притворстве), приготовлении пищи или обсуждении какой-либо темы с другими людьми.

Учитывая это, творчество традиционно определяется как создание чего-то нового и полезного [ 1 ]. Представьте, что вы пытаетесь испечь креативный торт для школьного конкурса. Если ваш рецепт оригинален (нов), но результат несъедобен (не полезен), то ваш торт не является творческим. С другой стороны, если торт выглядит или имеет потрясающий вкус (полезный), но рецепт чужой (не новый), то ваш торт также не является креативным. Чтобы ваш торт считался креативным, он должен быть основан на оригинальном (новом) рецепте и быть съедобным (полезным).

Как измерить креативность?

Большинство людей, увидев или услышав что-то креативное, могут это оценить, но как измерить, насколько это креативно? Это очень важный вопрос, когда мы хотим изучить креативность и проверить, изменилась ли она. Один из распространенных способов измерения креативности - проведение теста на креативность, а затем вычисление нескольких значений для получения результатов. В тесте, который мы использовали, под названием "Тест Торренса на креативное мышление" [ 2 ], страница теста состоит из 12 одинаковых пустых кругов. Испытуемого просят за несколько минут нарисовать как можно больше рисунков, используя круги как их часть. Так, один круг можно превратить в пирог с пиццей, другой - в эмодзи, а третий - в баскетбольный мяч. Кроме того, два круга можно соединить, чтобы получились колеса велосипеда, а несколько кругов можно соединить и превратить в гусеницу. Варианты бесконечны (рис. 1).

Когда тест закончен и бумаги собраны, мы можем подсчитать различные измерения креативности. Одно из таких измерений - количество выполненных рисунков. Другое измерение связано с тем, сколько различных типов рисунков нарисовал испытуемый; например, баскетбольный мяч, футбольный мяч и теннисный мяч - это разные рисунки, но одного типа. Третье измерение связано с тем, насколько оригинальны рисунки по сравнению с другими участниками. Последнее измерение включает в себя количество деталей, которые были включены в рисунки. Эти измерения легко вычислить, и они могут помочь исследователям присвоить каждому тесту числовое значение.

Как креативность связана с решением проблем?

Творчество имеет много общего с решением проблем. Во многих случаях люди проявляют креативность, когда пытаются решить проблемы. Вспомните пример с конкурсом тортов, приведенный выше, - в этом случае можно сказать, что проблема заключалась в том, как выиграть конкурс. Поэтому, наверное, неудивительно, что креативность была предложена в качестве способа улучшить решение проблем в нескольких областях, например, при изучении математики, естественных наук, иностранного языка, литературы или истории [ 3 ].

Не забывайте также, что креативности можно научиться, попрактиковаться и усовершенствовать. Это значит, что мы можем спросить, можно ли улучшить креативность таким образом, чтобы это также улучшило решение проблем, и именно этот вопрос мы поставили в нашем исследовании.

Выводы из нашего исследования

В нашем исследовании мы протестировали творческое мышление и навыки решения проблем подростков до и после занятия, направленного на развитие их креативности. Таким образом, мы могли проверить, улучшает ли тренинг креативности их творческое мышление и навыки решения проблем.

Мероприятие по решению проблем проводилось в среде онлайн-обучения. Участникам было предложено провести виртуального космонавта через несколько заданий, чтобы доставить его в пункт назначения. В каждом задании участникам предлагался путь, по которому должен следовать астронавт, и набор блоков, каждый из которых обозначал определенное действие, например "двигаться вперед" или "повернуть направо". Блоки можно было перетаскивать и соединять, как кирпичики Lego, чтобы выстроить последовательность действий. Например, если участник хотел, чтобы астронавт сделал один шаг вперед, а затем повернул направо, он использовал блок "двигаться вперед", соединенный с блоком "повернуть направо" (рис. 2). Мы проверяли, насколько хорошо участники решали эти задачи, измеряя время, которое им потребовалось, и количество попыток, необходимых для выполнения заданий. Тест на креативное мышление был таким же, как и описанный выше, с 12 пустыми кругами.

Рисунок 2 - Задание из среды онлайн-обучения, которое мы использовали в нашем исследовании, и его решение.

Затем мы предложили некоторым участникам специальное занятие, так называемую интервенцию, для развития их творческих способностей. Это включало одну 15-минутную встречу в неделю в течение 10 недель. На каждой встрече мы представляли участникам картинки с изображением повседневных предметов - бумажного стаканчика, линейки, автомобильного колеса, баскетбольного мяча и т. д. - и просили участников написать для каждого предмета столько вариантов использования, сколько они смогут придумать (рис. 3). Участники работали независимо друг от друга, поэтому никто не мог видеть или слышать, что пишут другие, и мы записывали их ответы анонимно. Раз в несколько занятий мы рассказывали им об интересных вариантах использования, которые были упомянуты группой. Таким образом, мы помогали им тренироваться мыслить творчески. У нас также была контрольная группа, состоящая из участников, которые не принимали участия в этом вмешательстве. Использование контрольной группы позволяет проверить, повторяются ли результаты эксперимента без вмешательства.

Рисунок 3 - Во время нашего вмешательства мы представляли участникам повседневные предметы - по одному, как показано здесь.

После вмешательства все участники прошли еще один тест на решение проблем, на этот раз с другими, более сложными заданиями, и еще один тест на креативность, на этот раз с квадратами вместо кругов.

Когда мы проанализировали данные, сравнив их результаты по тестам до и после, мы заметили две удивительные закономерности. Во-первых, у всех участников улучшились показатели креативности, но у тех, кто участвовал во вмешательстве, они были выше, чем у участников контрольной группы. Во-вторых, все участники улучшили свои навыки решения проблем, но те, кто участвовал в интервенции, улучшили эти навыки больше, чем участники контрольной группы.

Таким образом, в нашем исследовании мы смогли улучшить творческие способности, а также улучшить решение проблем!

Вы тоже можете стать креативнее и лучше решать проблемы!

Эти результаты многообещающие, особенно потому, что наше вмешательство было простым и его мог провести любой человек, где угодно, без специального оборудования или особых знаний. Это значит, что вы тоже можете использовать это вмешательство для повышения своей креативности или помочь своим друзьям или одноклассникам повысить креативность. Просто подумайте о каком-нибудь привычном для вас предмете и придумайте как можно больше вариантов его использования. Поступая таким образом, вы, возможно, станете лучше решать проблемы, что поможет вам в школе и в жизни.

Это интересно: