Журнал для юных умов
Меню сайта

Мозг и мышление в разных культурах

Люди, принадлежащие к разным культурам, часто поступают совершенно по-разному. В течение последних десятилетий проводились исследования того, как люди во всем мире видят мир и принимают решения. Что такое сходства и культурные различия в мышлении и откуда они берутся? Мы обратимся к трем различным исследованиям. Все эти исследования показывают кросс-культурные различия и то, как опыт, полученный нами при воспитании в определенной культурной среде, может повлиять на наше мышление. Даже если мы не осознаем этого, культура влияет на то, как мы видим мир и какие решения принимаем.

В одних странах люди едят жареных тараканов, в других - кроликов, в третьих - собачье мясо. В одних странах подростки влюбляются и решают провести остаток жизни вместе. В других странах родители выбирают партнера, за которого вы должны выйти замуж. В некоторых странах, когда вы назначаете встречу с кем-то на 14:00, вы действительно должны быть там в 14:00. В других странах вы должны быть там, возможно, около 15:00, 16:00 или даже 17:00.

В мозгу людей хранятся знания о предпочтениях в еде, партнерстве и пунктуальности. Эти культурные различия не означают, что мозг людей из разных стран будет выглядеть по-разному, но все знания, все, чему мы учимся, хранятся в нашем мозге, и поэтому хранящиеся знания отличаются. Поскольку знания, которые приобретают люди, хранятся в человеческом мозге, мозг можно считать центром культуры.

Что такое культура?

Культура - это знания, используемые для того, чтобы справляться с миром и друг с другом, разделяемые определенной группой людей и передаваемые из поколения в поколение [ 1 ]. Культуры отличаются друг от друга нормами (то, что люди должны делать в определенных ситуациях, например, приветствия или что есть) и ценностями (то, что люди считают важным, например, защита чести семьи или на ком жениться), но люди из разных культур также отличаются и своим мышлением. Кросс-культурные психологи - это ученые, которые изучают, чем люди во всем мире похожи или отличаются друг от друга (в том числе и в плане мышления) и откуда берутся эти сходства и различия [ 2 ].

Культурные различия в восприятии

Восприятие относится к человеческим чувствам и к тому, как люди видят, слышат, чувствуют вкус и запах частей внешнего мира. Даже базовые процессы мозга, например то, как люди видят линии на рисунке Мюллера-Лайера (рис. 1), подвержены влиянию культуры. На рисунке Мюллера-Лайера верхняя горизонтальная линия часто воспринимается как более короткая, чем нижняя горизонтальная линия, хотя обе линии имеют одинаковую длину. Наклонные линии в конце горизонтальных линий могут заставить некоторых людей воспринимать горизонтальные линии как разные по длине.

Люди из западного общества, выросшие в среде со зданиями и углами, чаще поддаются иллюзии Мюллера-Лайера, то есть считают, что нижняя линия длиннее верхней, по сравнению с людьми из культур, живущими в круглых хижинах и палатках или в тропическом лесу [ 3 ].

Более новые исследования также показывают культурные различия в восприятии сцены, то есть в том, на каких частях окружающей среды они фокусируются или видят. В частности, одни люди фокусируются на главном объекте перед ними (передний план), а другие - на окружающих предметах (фон). Исследователи показали американцам и японцам анимированную подводную сцену на экране компьютера [ 4 ]. На сцене были изображены рыбы (передний план) и водные улитки, растения, камни (как фон) (рис. 2). Участникам дважды показывали эту анимированную сцену в течение 20 с. Затем участники сообщали, что они видели. Американцы чаще говорили о быстро движущейся рыбе. Японцы чаще говорили о фоне. Участники из Восточной Азии, например из Японии, чаще воспринимают сцену в целом, воспринимая и передний, и задний план, по сравнению с американцами, которые в основном воспринимают объект на переднем плане.

Культурные различия в динамическом принятии решений и эмоциях

На восприятие влияет не только культура, но и более сложные мыслительные процессы, такие как решение проблем и принятие динамичных решений. Статические решения - это решение о том, что купить в магазине: батончик KitKat или Snickers. Динамические решения - это те, которые принимаются в течение долгого времени в меняющейся обстановке, например, когда вы думаете о том, какую профессию вы могли бы выбрать в дальнейшем в своей жизни. Это решение может меняться в зависимости от того, с кем вы встречаетесь, с кем разговариваете, что читаете об определенных профессиях, какие профессии есть у ваших родителей или кем хотят стать ваши друзья. Еще один пример динамичного принятия решений - действия командира пожарной команды. Командиру пожарной команды приходится принимать множество решений для борьбы с лесными пожарами в зависимости, например, от того, насколько велики или малы эти пожары, расположены они вблизи или вдали от городов, от погоды и ветра, которые могут заставить огонь гореть быстрее или медленнее, от количества пожарных машин и вертолетов, от того, насколько быстро они могут передвигаться, и от количества воды, которой они располагают для тушения огня.

Гюсс и его коллеги заставили более 500 студентов из Бразилии, Индии, Филиппин (три более коллективистские страны; страны, где больше ценятся группа, семья и другие), Германии и США (две более индивидуалистические страны; страны, где больше ценятся собственные цели и независимость каждого человека) работать над двумя смоделированными на компьютере проблемными сценариями [1]. В одном сценарии участники взяли на себя роли командиров пожарных частей, которые должны были защитить города от приближающихся пожаров (рис. 3). Все сидели перед экраном компьютера и могли отдавать команды с помощью мыши в течение 11 минут симуляции. Они могли отдавать приказы своим пожарным подразделениям и вертолетам, например, куда они должны отправиться, какие пожары потушить, нужно ли им набрать воду из озер или вырубить деревья, чтобы предотвратить распространение пожара. Во время работы над симуляцией участники проговаривали вслух все, что приходило им в голову, например, "Ммм, пожара нет. А, нет, я вижу, что один пожар начинается. О нет, это близко к городу. Что мне делать? Хорошо, я посылаю грузовик и вертолет, чтобы потушить пожар..." Все, что они говорили, записывалось, а затем переписывалось слово в слово.

Рисунок 3 - Тренировочная версия FIRE с описанием объектов, стоп-кадр симуляции FIRE в начале и через несколько минут, когда пожары начинают гореть [5], перепечатано с разрешения.

Когда исследователи проанализировали протоколы мыслей вслух всех участников, они, во-первых, обнаружили, что, принимая решения в сложной ситуации, люди также испытывают эмоции, часто негативные, такие как гнев или разочарование, иногда положительные, когда они добиваются успеха и довольны своими решениями. Во-вторых, исследователи обнаружили различия между представителями разных культур. Индийские и филиппинские участники чаще описывали проблемную ситуацию (например, "Там пожар") и чаще искали информацию (например, "У грузовика еще достаточно воды?"). Немецкие участники, напротив, чаще говорили о планах и целях (например, "Сначала я отправлю машину № 5 на пожар, а затем отправлю вертолет в город, чтобы занять стратегически выгодную позицию") и реже говорили о своих эмоциях. Американцы чаще упоминали о целях и положительных эмоциях ("Отлично! Я хорошо поработал!"). Бразильцы, по сравнению со всеми остальными участниками, чаще всего выражали негативные эмоции (например, "О нет, я никогда не стану хорошим командиром пожарной части").

Откуда берутся эти культурные различия? Почему люди из одних культур чаще упоминают о целях и планах, а из других - больше говорят о своих эмоциях? Исследователи проверили и подтвердили модель, утверждающую, что ценности, привитые нам культурой, в которой мы выросли, влияют на наши стили решения проблем и принятия решений [ 6 ]. Например, культуры, в которых ценится важность собственных целей и независимости каждого человека, были связаны с принятием большего количества решений и более детальным планированием по сравнению с культурами, в которых ценится важность группы и других людей.

Заключение

Три описанных здесь исследования - иллюзия Мюллера-Лайера, восприятие фигуры и земли и динамическое принятие решений - показывают, что эти ментальные (а иногда и эмоциональные) процессы происходят в рамках определенной культуры и под влиянием опыта, полученного нами в конкретной культурной среде. Поэтому иногда нам кажется, что мы принимаем решения, но на самом деле решения принимаются под влиянием культурного опыта, хранящегося в нашем мозгу. Даже если мы этого не осознаем, культура влияет на то, как мы видим мир, какие решения принимаем, как подходим к проблемам и как их решаем. Как вы думаете, может ли культура повлиять на то, играете ли вы в футбол или баскетбол, едите ли вы чипсы или клубнику, учитесь ли вы на медсестру или менеджера?

Ссылки

[1] ↑ Güss, C. D., Tuason, M. T., and Gerhard, C. 2010. Кросс-национальное сравнение стратегий решения сложных задач в двух микромирах. Cogn. Sci. 34:489-520. doi: 10.1111/j.1551-6709.2009.01087

[2] ↑ Berry, J. W., Poortinga, Y. H., Breugelmans, S. M., Chasiotis, A., and Sam, D. L. 2011. Кросс-культурная психология: Research and Applications. 3rd ed. Cambridge, IN: Cambridge University Press.

[3] ↑ Segall, M. H., Campbell, D. T., and Herskovits, M. J. 1966. The Influence of Culture on Visual Perception. Indianapolis, IN: The Bobbs-Merrill Company.

[4] ↑ Nisbett, R. E., and Miyamoto, Y. 2005. Влияние культуры: холистическое и аналитическое восприятие. Trends Cogn. Sci. 9:467-73. doi: 10.1016/j.tics.2005.08.004

[5] ↑ Schaub, H. 2005-2015. Компьютерная игра-симулятор пожаротушения.

[6] ↑ Güss, C. D. 2011. Огонь и лед: тестирование модели культурных ценностей и решения сложных проблем. J. Cross Cult. Psychol. 42:1279-98. doi: 10.1177/0022022110383320

Это интересно: