Журнал для юных умов
Меню сайта

Развитие и поддержание уверенности в себе в спорте: Учимся у элитных спортсменов

Профессор Оуэн Томас - профессор психологии спортивных достижений в Кардиффском столичном университете, дипломированный психолог Британского психологического общества и зарегистрированный практикующий психолог Совета по здравоохранению и медицинским профессиям. Исследования Оуэна сосредоточены на практике прикладной спортивной психологии, и он признан за свою работу, связанную с уверенностью в себе в спорте. *othomas@cardiffmet.ac.uk

Сэм Н. Броуэр

Доктор Сэм Троуэр - старший преподаватель психологии спорта и физических упражнений в Университете Роэмптона, Лондон. Он также является дипломированным психологом Британского психологического общества. Основные исследовательские интересы Сэма лежат в области молодежного спорта и, в частности, психологического и социального развития молодых спортсменов. *Sam.Thrower@roehampton.ac.uk

Молодые рецензенты

Юцин

Юцин - ученица средней школы № 3 в Монреале, Канада. Она интересуется биологией и астрономией и любит писать. Она надеется сделать карьеру в области медицины или стать астронавтом. В свободное время она играет на пианино, катается на коньках и общается с друзьями.

Школа Хатауэй Браун

Мы - студенты программы научных исследований и инженерных разработок в школе Хатауэй Браун. Нам нравится изучать процесс рецензирования, учиться доносить научную информацию до различных аудиторий и вносить свои предложения. Нам помогает наш научный наставник Кристал Миллер.

Алекса

Алекса - ученица средней школы № 3 в Монреале, Канада. Алекса использует местоимения "она/он". Она хочет изучать биологию и интересуется грибами и кормом. У нее есть домашний кот по имени Карлос и пара рыбок. Раньше Алекса играла на флейте и фортепиано, но сейчас ей нравится самовыражаться, слушая своих любимых исполнителей. Недавно она также открыла в себе страсть к рисованию.

Суа

Я ученица средней школы № 3, которая очень интересуется всеми научными науками, такими как астрономия. Мне также нравится рисовать или слушать музыку в свободное время.

Абстракция

Замечали ли вы, что в одних спортивных ситуациях вы можете чувствовать себя очень уверенно, а в других, обычно в самый неподходящий момент, эта уверенность может внезапно исчезнуть? Когда спортсмены уверены в себе, они сосредоточены на задаче, чувствуют себя расслабленно и полностью отдаются принятию решений - все это помогает им показывать высокие результаты. Однако когда они не уверены в себе, они иногда сосредотачиваются не на тех вещах, сомневаются в себе, нервничают и часто принимают неверные решения, что нередко приводит к ухудшению результатов. В этой статье мы рассказываем об исследовании, в ходе которого выяснялось, в чем молодые элитные спортсмены чувствуют себя уверенно, откуда они черпают уверенность и что снижает их уверенность. Полученные результаты помогают объяснить, почему уверенность молодых спортсменов часто колеблется, и, что немаловажно, дают нам подсказки о том, как развивать и поддерживать спортивную уверенность.

Что такое спортивная уверенность?

О связи между уверенностью и спортивными результатами часто говорят тренеры, спортсмены и комментаторы. Например, один из обладателей Кубка мира по регби, говоря о том, насколько важна уверенность перед игрой в финале Кубка мира, сказал:

"Мы знали, что можем играть с соперниками из недели в неделю и побеждать их. Такая уверенность перед большой игрой делает игру намного проще. Ты не беспокоишься о чем-то, не волнуешься о своем сопернике, не беспокоишься о том, что они собираются бросить в тебя. Ты просто полностью сосредоточен на своей игре и игре своей команды. И если у нас все получалось, мы побеждали. Так что с этой стороны это была просто уверенность и тот факт, что мы знали, что не проиграем" [ 1 ].

Спортивная уверенность - это вера спортсменов в то, что они способны добиться успеха в спорте [ 2 ]. Научные исследования постоянно показывают, что спортсмены, которые верят в свой успех, показывают лучшие результаты в спорте [ 3 ]. В результате вырос интерес к попыткам понять спортивную уверенность и создать модели (Рисунок 1), которые позволят прикладным спортивным психологам и тренерам помочь спортсменам развить ее. До сих пор большинство исследований спортивной уверенности было сосредоточено на изучении того, в чем спортсмены уверены (типы спортивной уверенности), откуда они черпают свою уверенность (источники спортивной уверенности) и что снижает их уверенность (факторы, ослабляющие спортивную уверенность).

Рисунок 1 - Эта упрощенная модель показывает, что то, откуда спортсмены получают уверенность в себе (источники уверенности в себе), влияет на то, в чем они уверены (типы уверенности в себе).

Типы, источники и ослабляющие факторы спортивной уверенности

В 2007 году было проведено важное исследование с участием спортсменов мирового класса (олимпийских медалистов и/или чемпионов мира), которое позволило определить типы и источники спортивной уверенности [1]. Результаты показали, что спортсмены мирового класса были уверены в достижениях (победа или хорошее выступление), в исполнении навыков (физические и технические навыки), в физических факторах (сила, физическая форма), в психологических факторах (контроль над нервами, борьба под давлением), в чувстве превосходства над соперником (быть быстрее или искуснее) и в тактическом понимании (знать, когда атаковать в гонке, читать игру). Спортсмены мирового класса черпали свою спортивную уверенность из девяти различных областей (подготовка, спортивные достижения, тренерская работа, социальная поддержка, врожденные факторы, опыт, конкурентное преимущество, доверие, самосознание и специфические факторы спортсмена), но отметили, что в основном их уверенность была получена благодаря качественной умственной и физической подготовке, спортивным достижениям (совершенствование спортивных навыков или предыдущие успехи) и социальной поддержке, которую они получали от окружающих их людей (тренеров, товарищей по команде, родителей). Важно отметить, что результаты исследования подтвердили идею о том, что источники уверенности спортсмена влияют на то, в чем он уверен. Например, когда спортсмены мирового класса хорошо физически и психологически готовились (источник спортивной уверенности), они были более уверены в исполнении своих навыков (тип спортивной уверенности).

Помимо типов и источников спортивной уверенности, в более поздних исследованиях изучалось, как спортивная уверенность влияет на мысли, чувства и поведение спортсменов мирового класса, а также что снижает их уровень спортивной уверенности [ 4 ]. Когда спортсмены мирового класса чувствовали себя уверенно, они были сосредоточены на задаче, расслаблены и полностью отдавались принятию решений. Однако когда они не чувствовали уверенности, то иногда концентрировались не на тех вещах, сомневались в себе, нервничали и часто принимали неверные решения. К факторам, снижающим спортивную уверенность, относятся плохое выступление (например, плохая игра на соревнованиях), плохая подготовка/тренировки, травмы или болезни, плохой тренер, давление и ожидания со стороны окружающих, а также психологические факторы (например, сосредоточенность на неконтролируемых вещах, таких как выступление соперника).

Исследование спортивной уверенности юных спортсменов: Новые открытия

Хотя мы знаем достаточно много о спортивной уверенности спортсменов мирового класса, до недавнего времени мы очень мало знали о спортивной уверенности молодых спортсменов. Казалось, что молодые люди могут основывать свою спортивную уверенность на небольшом количестве источников, таких как достижения в спорте и положительные отзывы тренеров. Однако, как психологи, мы должны быть более уверены (простите за каламбур!) в том, что наши гипотезы подтверждены исследованиями. Поэтому в 2019 году мы использовали методику, называемую профилированием уверенности, на выборке футболистов элитной академии в Великобритании и сделали несколько новых открытий о типах, источниках и факторах, препятствующих уверенности [ 5 ].

Измерение уверенности в себе в спорте: Профилирование уверенности

Измерение уверенности в себе в спорте может быть непростой задачей. В прошлом исследователи использовали анкеты, содержащие утверждения, связанные с уверенностью (например, "Обычно я обретаю уверенность в себе в спорте, когда совершенствую свои навыки"), которые спортсмены оценивали по нумерованной шкале - например, от 1 (совсем не важно) до 7 (очень важно). Одна из проблем этого метода заключается в том, что он предполагает, что все получают уверенность из одного и того же источника. Чтобы преодолеть эту проблему, исследователи разработали профилирование уверенности - метод, при котором спортсмены заполняют дневник и проводят последующее интервью, чтобы зафиксировать конкретные типы и источники спортивной уверенности и любые факторы, мешающие уверенности, которые они могут испытывать [ 6 ]. Этот подход позволяет спортивным психологам получить ключевую информацию о спортивной уверенности спортсменов.

Результаты исследования: Меньшее количество источников и типов спортивной уверенности

Результаты нашего исследования (рис. 2) свидетельствуют о том, что уверенность молодых элитных спортсменов в себе имеет некоторые сходства с уверенностью спортсменов мирового уровня. Например, как и спортсмены мирового класса, молодые элитные спортсмены были уверены в своей способности выполнять определенные навыки (пас, позиционирование, стрельба), физические факторы (скорость, скорость работы, сила) и некоторые психологические факторы (способность справляться с давлением, способность общаться, способность вести за собой). Однако молодые элитные футболисты не были уверены в своих достижениях или в том, что они лучше соперников. Что касается источников спортивной уверенности, то юные спортсмены черпали уверенность в своих достижениях и поддержке (положительные отзывы, поощрения, советы), которую они получали от родителей, друзей и тренеров. Приведенная ниже цитата подчеркивает, насколько важны достижения во время соревнований:

"Когда я хорошо пасую, я обычно хорошо играю. Когда я делаю 3, 4, 5 пасов подряд, тогда я начинаю расти в уверенности. Это как сердцебиение моего уверенного паса" [5].

Рисунок 2 - Типы, источники и разрушительные факторы спортивной уверенности у элитных молодых спортсменов.

Подготовка также была широко распространенным источником спортивной уверенности. Однако молодые игроки в основном полагались на физическую, а не психологическую подготовку. Некоторые юные спортсмены в нашем исследовании также черпали уверенность из врожденных факторов (природные способности) и викарного опыта (наблюдение за успешным выполнением задачи другими людьми). Как сказал один из игроков:

"Наблюдение за лучшими игроками и обучение тому, что они делают, придает тебе уверенность, когда ты выходишь и делаешь то же, что и они, может быть, не на том же уровне, но ты можешь взять части их игры и применить их в своей" [5].

Наконец, среди факторов, снижающих уверенность в себе, молодые футболисты элитных академий назвали отсутствие социальной поддержки, плохие результаты, плохую подготовку, давление и ожидания, а также травмы/болезни [5]. Как вы могли заметить, некоторые из этих факторов, снижающих уверенность (например, плохая подготовка), противоположны источникам (хорошая подготовка), из которых они черпали свою уверенность.

Развитие и поддержание уверенности в себе в спорте

Наше исследование показало, что по сравнению со спортсменами мирового класса молодые элитные спортсмены уверены в меньшем количестве вещей и черпают уверенность в спорте из относительно небольшого числа источников. Это может помочь объяснить, почему уровень уверенности молодых спортсменов часто то повышается, то понижается. Например, если уверенность молодого футболиста основана исключительно на забитых голах, а он не забивает уже несколько матчей, его уверенность падает, он начинает сомневаться в своих силах, испытывает давление и принимает неверные решения. Проблема здесь в том, что уверенность игрока основана исключительно на одном относительно неконтролируемом источнике уверенности - забитых голах.

Простой способ развития и поддержания спортивной уверенности - расширить базу используемых источников спортивной уверенности. Как уже говорилось выше, даже если забитый гол или положительная оценка тренера повысят уверенность в себе в краткосрочной перспективе, эти вещи не всегда происходят, поэтому игрокам не стоит на них полагаться. Мы узнали, что спортсмены мирового класса используют множество других контролируемых источников (то есть источников, с которыми они могут что-то сделать) для развития и поддержания своей уверенности. К ним относятся работа над теми областями, которые нуждаются в улучшении, во время тренировок, наблюдение и обучение у тех, кто хорошо выполняет навыки (товарищей по команде или других элитных спортсменов), а также психологическая и физическая подготовка к соревнованиям: хороший сон, восстановление сил, здоровое питание, воображение предыдущих или будущих успехов и позитивный разговор с самим собой [1]. Все это также помогает спортсменам мирового класса разрабатывать эффективные стратегии преодоления трудностей, чтобы они могли выступать под давлением и обеспечивать стабильность и уверенность в себе, когда это нужно больше всего! В заключение следует отметить, что эти выводы показывают, как личные и социальные факторы (например, возраст, уровень подготовки, поведение тренера) играют роль во влиянии на спортивную уверенность и, таким образом, могут помочь в разработке мероприятий, направленных на развитие и поддержание спортивной уверенности у молодых спортсменов.

Это интересно: