Журнал для юных умов
Меню сайта

Стоит ли оно того? Как ваш мозг решает, стоит ли прилагать усилия

Все, что вы делаете, требует от вас усилий. Например, такие элементарные вещи, как ходьба или езда на велосипеде, требуют физических усилий и связаны с использованием вашего тела. Другой тип усилий - когнитивные усилия, которые связаны с мышлением и использованием вашего мозга. Например, подумайте о попытке разгадать кубик Рубика. Захотите ли вы приложить к этому усилия? Удовольствие от поиска решения может перевесить усилия, затраченные на размышления. Или вы можете решить, что поиск решения не стоит ваших усилий. Почему и когда вы решите хорошенько подумать? В этой статье мы расскажем о том, как вы принимаете решение о когнитивных усилиях и что происходит в вашем мозгу, когда вы принимаете это решение.

Введение

В школе ваши учителя могут сказать, что, если бы вы приложили чуть больше усилий, вы бы успешно сдали тест или что, приложив немного больше усилий, вы бы получили более высокую оценку. Хотя вам может казаться, что больше усилий может привести к лучшим результатам, не всегда понятно, в чем именно заключаются эти усилия.

Действия, требующие усилий, можно рассматривать как противоположность автоматическим действиям [ 1 ]. Например, вам не нужно делать ничего особенного, чтобы заставить свой мозг видеть цвета: это автоматический процесс. В отличие от этого, другие действия включают в себя неавтоматические процессы и требуют усилий. Действия, требующие усилий, встречаются повсюду. Подумайте, сколько усилий нужно приложить, чтобы дойти до школы пешком или доехать на велосипеде. Такие телесные действия требуют физических усилий. С другой стороны, действия, требующие когнитивных усилий, связаны с вашим мышлением. Когнитивные усилия - это мыслительные усилия, которые вы прилагаете, чтобы решить сложную задачу. Например, вы прилагаете когнитивные усилия, когда готовитесь к школе, решаете сложную головоломку или пытаетесь разгадать загадку.

Многие люди отмечают, что поведение, требующее усилий и полезное в долгосрочной перспективе, например, подготовка к тесту, в данный момент кажется им неприятным [ 2 ]. Почему когнитивные усилия могут быть неприятными? И, может быть, что еще интереснее, почему иногда это ощущается как удовольствие? В этой статье мы расскажем, почему и когда вы можете решить приложить когнитивные усилия, и что происходит в вашем мозгу, когда вы принимаете это решение.

Затраты и выгоды

Представьте, что завтра у вас экзамен, к которому нужно готовиться. Сколько когнитивных усилий вы приложите? Исследователи обнаружили, что ваше поведение можно предсказать, подсчитав затраты и выгоды от учебы [1]. Какими могут быть эти затраты и выгоды?

Для простоты можно сказать, что выгода от учебы заключается в получении хорошей оценки. Хорошая оценка будет лучше для вашего итогового отчета, и, возможно, вам просто нравится получать хорошие оценки. Важная издержка связана с уровнем когнитивных усилий, которые вы должны приложить, чтобы получить хорошую оценку, вам иногда придется больше думать.

Исследователи описывают ваше решение об использовании когнитивных усилий как функцию потенциальных выгод и затрат. Можно представить это как математическое уравнение: сумма затрат и выгод дает определенную ценность. Чем больше вы цените что-то, тем больше вероятность того, что вы приложите к этому когнитивные усилия.

На рисунке 1 видно, что если вам приходится очень усердно учиться, чтобы получить хорошую оценку, то ценность получения этой оценки снижается. Это означает, что когнитивные усилия, вероятно, также уменьшают или дисконтируют ценность хорошей оценки. Это то, что ученые называют дисконтированием усилий.

Но... Что происходит в мозге при принятии решения о когнитивных усилиях?

Чтобы измерить, что происходит в вашем мозге, когда вы решаете приложить когнитивные усилия, исследователи могут использовать метод, называемый функциональной магнитно-резонансной томографией (фМРТ) (объяснение фМРТ см. во вставке 1). С помощью фМРТ можно выяснить, какие области мозга активны, то есть какие из них вы используете в данный момент. Из фМРТ-исследований мы узнали, что ваш мозг постоянно рассчитывает стоимость ваших будущих действий, учитывая затраты и выгоды от этих действий. Особая область мозга, которая важна для сигнализации о потенциальных выгодах, называется вентральный стриатум. Эта область находится глубоко в мозге и участвует в сигнализации о всевозможных выгодах [ 4 ], например, о деньгах, вкусной еде или хорошей оценке. Но как насчет затрат? Ученые заметили, что о стоимости когнитивных усилий сигнализирует в основном другая область мозга, которая называется передняя поясная кора [ 5 ].

Вставка 1 - Как неврологи измеряют активность мозга?

Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) - это метод визуализации мозга, который используется учеными для визуализации работы мозга в различных условиях. Мозг состоит примерно из 100 миллиардов клеток, называемых нейронами. Нейроны общаются друг с другом с помощью химических и электрических сигналов. Если нейроны посылают друг другу больше сигналов, им требуется больше кислорода. Кислород доставляется через кровь, и если в крови содержится больше кислорода, то она становится более магнитной. Таким образом, с помощью фМРТ мы определяем, сколько кислорода потребляют различные участки мозга, измеряя их магнитный сигнал. Это косвенно говорит нам о том, насколько активна та или иная область мозга. Подробнее о том, как работают МРТ-сканеры, читайте в другой статье Frontiers for Young Minds [ 3 ].

После того как ваш мозг рассмотрит затраты и выгоды, вентральный стриатум и передняя поясная кора будут работать вместе, обмениваясь информацией. Таким образом, в нашем примере ваш мозг взвешивает затраты (когнитивные усилия) и выгоды (хорошая оценка) от учебы, а затем вычисляет, насколько вам важно получить хорошую оценку и, как следствие, стоит ли учиться. Исследователи считают, что этот обмен информацией происходит в области мозга, расположенной в передней части вашего мозга и называемой вентральной медиальной префронтальной корой (рис. 2).

Рисунок 2 - Мозг спереди (слева) и сбоку (справа) вашей головы.

Когда вы хотите приложить когнитивные усилия?

Теперь, когда мы знаем, что такое когнитивные усилия и что происходит в мозге при принятии решения о том, сколько когнитивных усилий нужно приложить, мы можем вернуться к вопросу, с которого начали: когда вы хотите вкладывать когнитивные усилия?

Теперь вы, наверное, понимаете, что мозг считает когнитивные усилия дорогостоящими. Поэтому слишком большие усилия обычно вызывают неприятные ощущения. Вы можете думать, что ваш мозг делает вас ленивым, но это не обязательно так. Ваш мозг пытается определить, стоит ли прилагать когнитивные усилия.

Однако ваша готовность прилагать когнитивные усилия не всегда одинакова. Вы можете заметить, что иногда вам хочется приложить когнитивные усилия, а иногда вам очень не нравится напряженно думать. Готовность прилагать когнитивные усилия не всегда одинакова - она изменчива! То, насколько сильно вам хочется думать, может зависеть от времени суток (утро или вечер), вашего самочувствия (устали или отдохнули), а также от того, нравится ли вам деятельность, требующая усилий [ 6 ].

Советы, как прилагать больше усилий

Если ваша готовность прилагать когнитивные усилия изменчива, то очень важный вопрос: можете ли вы увеличить свою готовность прилагать когнитивные усилия для завтрашнего теста? Что ж, ответ... да! Основываясь на тех знаниях, которые вы теперь имеете, вы можете попробовать три простых совета.

Во-первых, сократите все другие расходы для вашего думающего мозга [1]. Уберите отвлекающие факторы, например телефон, чтобы помочь вам сосредоточиться. Чтобы увидеть, что может произойти, взгляните на рисунок 3. Устранение отвлекающих факторов делает когнитивные усилия менее затратными.

Рисунок 3 - (A) Стандартная кривая

Во-вторых, увеличьте выгоду. Например, вы можете наградить себя лакомством после того, как усердно занимались в течение 1 ч. Или вы можете сказать себе, что если получите хорошую оценку, то купите себе что-нибудь приятное.

В-третьих, постарайтесь увеличить удовольствие от самой задачи, требующей усилий. Например, если вы не любите математику, используйте математическую игру, чтобы сделать ее более увлекательной. Таким образом, вы даже сможете получать удовольствие от усилий, которые вы тратите на изучение математики.

Используя эти приемы, вы наверняка будете делать домашние задания с большей легкостью. Удачи!

Это интересно: