Журнал для юных умов
Меню сайта

Волонтерство в мониторинге поведения птиц: Точность имеет значение!

Представьте, что у вас есть какой-то особый интерес, например наблюдение за птицами. Ожидаете ли вы, что ученые заинтересуются вашими наблюдениями? А ведь они могут заинтересоваться! Многие добровольцы помогают ученым выполнять важные задачи в рамках научных проектов. Этих добровольцев называют "гражданскими учеными". В последние годы мы приглашаем взрослых и студентов принять участие в наших исследовательских проектах. В этой статье мы рассказываем о том, как гражданские ученые внесли свой вклад в наши наблюдения за поведением птиц, собрав точные данные. Мы узнали, что хорошая коммуникация и подробные тренинги могут помочь добровольцам собрать качественные и точные данные, которые можно использовать в исследовании и передать широкому научному сообществу. Мы уверены, что и гражданские ученые, и ученые выигрывают от этого сотрудничества, и, что самое главное, все они получают от этого удовольствие!

Гражданские ученые могут помочь с новыми открытиями

Представьте, что вы любопытный человек, который любит проводить много часов на улице, наблюдая за птицами. Возможно, вы знаете, где птицы определенного вида устраивают свои гнезда. А теперь представьте, что ученый интересуется поведением размножающихся птиц того же вида, за которым вы наблюдаете. Вам интересно, как можно связаться с ученым и вместе совершить новые открытия? Возможно, у вас есть возможность присоединиться к исследовательскому проекту и активно участвовать в научном процессе! Такое сотрудничество между учеными и неучеными называется "гражданской наукой", и в последние несколько лет оно становится все более распространенным [ 1 ].

Гражданские ученые сообщают о своих наблюдениях, проводят измерения, оценивают данные, пишут публикации и часто вносят важный вклад в развитие местных знаний. Гражданская наука приносит пользу как ученым, так и гражданам-ученым. Ученые получают информацию за короткое время или на больших географических территориях, когда привлекают к своим исследованиям добровольцев. Гражданские ученые могут внести активный вклад в создание новых научных знаний и познакомиться с людьми, имеющими схожие интересы. Заниматься наукой вместе с другими - это весело [ 2 ], однако для гражданских ученых необходимо понимать и соблюдать "правила". Такие правила являются частью того, что называется хорошей научной практикой, и составляют важный кодекс поведения ученых. Хорошая научная практика включает в себя честное и уважительное отношение к коллегам и участникам исследований. Ученые также уделяют особое внимание точности собираемых ими данных. Кроме того, ученые (включая гражданских ученых) должны стараться общаться четко, используя схожую терминологию для описания своих наблюдений. Особенно важно научить этим правилам поведения гражданских ученых, поскольку они обычно не работают в исследовательской сфере.

В этой статье мы расскажем о том, как мы помогали гражданским ученым собирать точные данные для наших исследовательских проектов.

Наши исследования птиц

В Исследовательском центре имени Конрада Лоренца в Австрии мы изучаем социальное поведение трех видов птиц: серых гусей, северных лысых ибисов и обыкновенных ворон (рис. 1). Птицы свободно живут в природе и индивидуально помечены цветными полосами на ногах. Популяции этих птиц изучаются в центре уже несколько десятилетий, и вот уже почти 10 лет гражданские ученые помогают нам в исследовательской деятельности. Более 10 000 гражданских ученых поддержали наши исследования, включая таких детей, как вы!

В рамках одного из проектов мы хотели выяснить, предпочитают ли некоторые птицы держаться вместе в определенных местах на территории исследования. Ученики начальной школы в возрасте от 6 до 12 лет записывали встречи с птицами в предоставленную нами бумажную форму. Они записывали цвета ножных полос серых гусей на исследуемой территории, а также время и место наблюдений. Старшие школьники (12-18 лет) и взрослые использовали приложение для мобильного телефона для сбора аналогичных данных.

В рамках другого проекта мы хотели выяснить, может ли определенное поведение в гнезде повлиять на успех размножения, например, на высиживание яиц. Это непросто, поскольку наблюдение человека может потревожить птиц. Поэтому мы установили камеры у гнезд серых гусей и северных лысух и записали короткие видеофрагменты. 1 Заинтересованные гражданские ученые по всему миру смотрели ролики, сообщали, стоят или сидят птицы, и определяли поведение птиц на видео.

Звучит захватывающе? Так и есть! Однако прежде чем привлекать гражданских ученых к участию в этих проектах, мы должны были подумать, на каких повадках сосредоточиться и как объяснить поведение птиц неспециалистам. Это важно для точности наблюдений. Например, посмотрите на птицу на рисунке 2 и опишите, что вы видите. Один человек может сказать что-то вроде: "Эта птица на лугу крутит шеей". Другой может сказать: "Эта птица - серый гусь, чистящий свои перья!". Хотя оба эти утверждения верны, второе утверждение более полезно для ученых, интересующихся поведением птиц.

Рисунок 2 - При совместной работе исследователи и гражданские ученые должны договориться о том, на чем сосредоточить свое внимание.

Обучение студентов и измерение точности данных

Как мы убедились, что собранные данные точны и полезны для наших целей?

Во-первых, мы знали, что "гражданские ученые" должны понимать как тему исследования, так и задачи, которые им предстоит выполнить. Например, в случае с наблюдениями за птицами мы встречались с учениками начальной школы, чтобы объяснить им суть исследовательского проекта до того, как они начнут собирать данные. Мы обсудили с добровольцами важные особенности поведения птиц и договорились о единой терминологии. Затем мы научили школьников определять отдельных птиц и вносить данные в нашу форму, используя вырезанных из картона гусей. Обучение длилось около 3 часов, и мы повторяли его до тех пор, пока все студенты не справились с заданием. После этого студенты приступили к сбору данных в природе. Мы ожидали, что вся эта подготовка перед сбором данных поможет добровольцам предоставить нам точные и ценные данные!

После сбора данных мы проверили их точность. При наблюдении за птицами мы сравнивали записанные гражданскими учеными полосы на ногах с теми, которые содержатся в нашей базе данных, чтобы выяснить, есть ли в нашей стае птицы с записанными комбинациями полос. Для данных, собранных с помощью приложения, записи сверялись с загруженными фотографиями, чтобы убедиться, что введенные в приложение полосы на ногах совпадают с фотографиями. Чтобы убедиться в правильности данных, полученных с помощью видео наблюдений, каждое видео анализировалось несколькими гражданскими учеными. Если на одном видео были получены разные результаты, ученый смотрел еще раз, чтобы определить правильный ответ.

Извлеченные уроки

Точность данных очень важна для достижения научных успехов, поскольку позволяет другим исследователям повторить и подтвердить результаты исследования. Результаты научных исследований часто публикуются в международных журналах, что приводит к дальнейшим исследованиям, проводимым в других уголках планеты. На основе научных результатов могут приниматься важные решения, например, о том, как управлять исчезающими видами.

Наше исследование показало, что точные данные могут быть получены хорошо подготовленными гражданскими учеными, включая учеников начальной школы! Гражданские ученые, использовавшие форму для сбора данных, в 71% случаев сообщали данные правильно и лишь в 17% случаев допускали незначительные ошибки. Таким образом, 88 % данных оказались полезными для нас! Когда пожилые гражданские ученые собирали данные с помощью приложения, 90 % наблюдений за поведением совпадали с фотографиями, а 84 % меток были точными (рис. 3) [ 3 ]. Это потрясающе, вы не находите?

Рисунок 3 - Точность данных, полученных добровольцами с помощью письменной формы (слева) или приложения для телефона (справа) для регистрации полос на ногах птиц.

В заключение мы узнали, что, прежде всего, совместная научная деятельность должна приносить удовольствие всем участникам! Ученым интересно и увлекательно общаться с волонтерами, рассказывать о своих конкретных исследовательских проектах или просто говорить о науке в целом. Мы считаем, что волонтеры тоже выигрывают. Они могут потренироваться в критическом мышлении и постановке вопросов, а также расширить круг своих интересов. В нашем случае участие в проекте привело к более длительным знаниям и большему общему интересу к птицам, чем обычное преподавание в классе [ 4 ].

Гражданская наука может быть беспроигрышной ситуацией для всех участников и в конечном итоге приносить пользу обществу в целом [ 5 ]. Теперь мы знаем, что четкая коммуникация между командой проекта и гражданскими учеными является ключом к сбору полезных и точных данных. Вы хотите принять участие? Мы ждем вас!

Это интересно: