Журнал для юных умов
Меню сайта

Как подростки и взрослые узнают о других людях?

Представьте, что вы встретили кого-то нового. Вам может быть интересно, что им нравится, например, насколько они любят бейсбол? Затем вы получаете их отзывы, которые помогают вам предсказать, насколько им нравится что-то похожее, например баскетбол. Мы проверили, как подростки и взрослые решают, что нравится и не нравится другим, и как они узнают о других людях через обратную связь. Этот процесс обучения можно описать с помощью математических моделей, которые рассчитывают ошибки прогнозирования - разницу между тем, как вы думаете, что кому-то нравится бейсбол, и его реальными предпочтениями. Подростки и взрослые различались по тому, как быстро они узнавали о других людях, используя эту меру. Подростки также были склонны использовать другие области мозга, чем взрослые, когда узнавали о предпочтениях других людей. Это исследование помогает нам понять, как социальное обучение развивается в подростковом возрасте.

Как вы узнаете о других людях?

Вероятно, вы часто встречаете новых людей примерно вашего возраста - новых учеников в школе, новых членов спортивного или музыкального клуба, новых соседей и так далее. Вспомните, когда вы в последний раз встречали нового человека. Вначале вы мало что знали о нем. Но очень быстро вы, вероятно, получили представление о том, что нравится новому человеку. Как сильно они любят конфеты, бейсбол или кроссовки? Знание того, насколько человеку нравятся определенные предметы и занятия, может помочь вам предсказать его предпочтения в отношении других предметов и занятий. Например, если человек любит яблочный пирог, вы можете предположить, что он также любит морковный пирог, хотя он никогда не говорил вам, что любит его. Ваши прогнозы относительно новых сверстников могут повлиять на то, как вы с ними взаимодействуете. Например, если вы знаете, что они любят бейсбол, вы можете подумать, что они также любят баскетбол, и пригласить их на баскетбольный матч. Ваши знания о других людях формируют ваши отношения с ними. Например, подругу может раздражать, если вы подарите ей на день рождения футбольный мяч, хотя в прошлом она говорила вам, что не любит регби и другие виды спорта с мячом. На рисунке 1 показан пример того, как "синий человек" думает о предпочтениях нового "зеленого человека" и как этот новый человек дает ему обратную связь.

Почему обучение подростков и взрослых может различаться?

Изучение других людей - важный вид социального обучения. Социальное обучение может быть полезным, но может быть и сложным. Вам нужно тщательно продумать предпочтения другого человека в отношении множества различных предметов и занятий. В идеале, со временем вы сможете обновлять свои прогнозы о том, что нравится человеку, по мере того как будете получать от него обратную связь. По мере взросления вы можете привыкнуть к знакомству с новыми людьми, потому что это происходит чаще. Поэтому подростки и взрослые могут различаться в том, как они узнают о своих сверстниках. В нашем исследовании мы сравнили социальное обучение у подростков и взрослых. Мы изучали активность мозга во время социальных взаимодействий, когда люди знакомятся друг с другом [ 1 , 2 ]. Мы использовали метод функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) [ 3 ], чтобы проверить, какие области мозга участвуют в социальном обучении. Мы ожидали, что области мозга, участвующие в социальном обучении, будут отличаться у подростков и взрослых, поскольку мозг продолжает развиваться в подростковом возрасте [ 4 ].

Как выглядело задание на обучение в нашем исследовании?

Мы пригласили 24 подростка (от 10 до 17 лет) и 21 взрослого (от 23 до 36 лет) принять участие в исследовании активности мозга с помощью фМРТ (рис. 2А) [3]. Мы разработали экспериментальную задачу, которая похожа на знакомство с предпочтениями нового человека в реальной жизни. Участники нашего исследования не встречались непосредственно с новым человеком. Вместо этого они видели краткое описание другого человека, например, студента по имени Мэтью (рис. 2B). Затем участники видели на экране изображение какого-либо предмета или действия, например яблока. Участников просили предсказать, насколько Мэтью любит яблоки по 10-балльной шкале от 1 (совсем не любит) до 10 (очень любит). После того как участники давали свой прогноз, они получали обратную связь и видели, какую оценку по шкале Мэтью дал яблокам. Подобный опыт был повторен для множества различных объектов из трех основных категорий: (1) продукты питания, такие как фрукты, овощи, сладости, фастфуд и здоровая пища; (2) предметы моды, такие как одежда, обувь, сумки и косметика; и (3) предметы деятельности, такие как игрушки, гаджеты, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь и материалы для рисования. За три занятия участники узнали о трех разных людях, похожих на Матея. Подростки узнавали о других подростках, а взрослые - о других взрослых. В конце эксперимента участники оценивали, насколько им самим нравятся предметы и виды деятельности, что позволило нам проверить, использовали ли они свои собственные предпочтения для предсказания предпочтений Мэтью и других людей (F

Рисунок 2 - Наша экспериментальная установка.

Как можно измерить знания о других?

Мы можем использовать расчет, чтобы показать, насколько хорошо участники предсказывали предпочтения других людей. Для этого мы можем просто взять разницу между предсказаниями участников и полученной ими обратной связью. Эта разница называется ошибкой предсказания. В примере, показанном на рисунке 2B, участник предсказал, что Мафей не очень любит яблоки и оценит их на "4". Но участник получил ответ, что Мэтью очень любит яблоки. Мэтью выбрал оценку "8". Ошибка предсказания здесь равна 4, потому что 8 - 4 = 4. Чем меньше ошибка предсказания, тем лучше участники предсказывают. Мы обнаружили, что со временем ошибки предсказания становились меньше, поскольку участники получали больше отзывов о человеке. Это происходило как с подростками, так и со взрослыми. Но в целом у подростков ошибки предсказания были немного выше, что может свидетельствовать о том, что у подростков меньше опыта в социальном обучении, чем у взрослых. Письменные описания других людей, которые подростки и взрослые давали в конце эксперимента, были очень подробными, что говорит о том, что обе возрастные группы смогли узнать о предпочтениях своих сверстников в нашей задаче.

Во многих других исследованиях изучалось, как люди учатся и обновляют свои прогнозы, используя простые задачи, не связанные с изучением других людей. В этих исследованиях были разработаны подробные математические описания процесса обучения [ 5 ]. В нашем исследовании мы проверили, можно ли распространить этот тип математических моделей на нашу работу по социальному обучению предпочтениям других людей. Мы исследовали, насколько хорошо различные математические модели отражают то, как участники оценивают предпочтения других людей. Хорошая математическая модель должна быть относительно простой и хорошо предсказывать оценки участников.

Какие математические модели описывают изучение предпочтений других людей?

Три наши основные модели делали разные предположения о том, как люди оценивают предпочтения других людей. Первая модель предполагала, что участники вообще не учатся. Когда вы встречаете нового человека, вы можете просто подумать, что этому человеку нравится то же, что и вам. Вначале это может быть разумно, но со временем вы должны узнать, чем другой человек отличается от вас.

Вторая наша основная модель - это широко распространенная модель обучения, называемая моделью обучения с подкреплением. Эта модель часто используется для описания обучения как у животных, так и у людей [5]. Согласно этой модели, участники узнают о своем окружении через обратную связь. Допустим, участникам предъявляют две картинки, одна из которых с большей, а другая с меньшей вероятностью даст им вознаграждение. Если участники выбирают одну из двух картинок и получают вознаграждение, они узнают, что в будущем лучше выбирать эту картинку. Способ обучения заключается в обновлении ошибки предсказания: разницы между предсказанием, что картинка даст вознаграждение, и результатом. Эта ошибка предсказания повлияет на то, какую картинку участники выберут в будущем.

Наша третья основная модель объединила две описанные выше модели. Эта комбинированная модель лучше всего описывала оценки участников, как для подростков, так и для взрослых. Подростки медленнее, чем взрослые, обновляли свои прогнозы. Медленное обновление не обязательно плохо. Слишком быстрое обновление чревато тем, что последние отзывы получают слишком большой вес. Например, если вы думаете, что вашей подруге нравятся все шоколадные батончики, а потом узнаете, что она не любит шоколадные батончики с арахисом, вам не следует слишком быстро использовать ее реакцию на шоколадные батончики с арахисом для обновления своего прогноза о том, насколько ей нравятся шоколадные батончики в целом. В целом скорость обновления прогноза зависела от возраста подростков, что еще раз говорит о том, что обучение меняется с возрастом.

Какие области мозга помогают нам узнавать о других?

Мы связали математические модели с данными фМРТ участников [3]. Таким образом, мы смогли увидеть, какие области мозга связаны с предсказаниями участников о предпочтениях других людей и с ошибками в предсказаниях. Область мозга связана с обработкой этих чисел, если ее активность зависит от этих чисел. То есть такая область проявляет большую активность в моменты времени с большими ошибками предсказания и меньшую активность в моменты времени с меньшими ошибками предсказания.

Мы ожидали, что активность в медиальной префронтальной коре (МПФК), области в средней передней части мозга за лбом, будет связана с размышлениями о предпочтениях других людей. Эта область мозга связана со сложными процессами обучения и социальными мыслительными процессами, такими как размышления о себе и о других людях [1, 2]. MPFC также претерпевает значительные изменения в развитии в подростковом возрасте [4], что не характерно для многих других областей мозга, которые развиваются раньше. Действительно, мы обнаружили, что активность в MPFC отражает предсказания взрослых и в меньшей степени - подростков (рис. 3). Напротив, другая область мозга, называемая фузиформной извилиной, которая находится в задней части мозга, была связана с ошибками предсказания у подростков, но не у взрослых. Это говорит о сдвиге в развитии областей мозга, участвующих в социальном обучении.

Рисунок 3 - Похоже, что подростки и взрослые используют разные области мозга, чтобы узнать о предпочтениях других людей.

Вопросы на будущее

О других людях можно узнать много интересного. Например, как бы они поступили в различных ситуациях? Поделились бы они с вами или оставили бы все себе? Было бы интересно узнать, похоже ли изучение таких действий на изучение предпочтений 1 . Кроме того, некоторые люди испытывают трудности с пониманием того, что думают или чувствуют другие. Например, подростки с аутизмом могут демонстрировать различия в социальном обучении. Если это так, то было бы интересно узнать, участвуют ли различные области мозга в социальном обучении детей с аутизмом и может ли обучение помочь им.

Наше исследование показывает, как математические модели и активность мозга могут описать различия в том, как подростки и взрослые узнают о других людях. Это важно для понимания того, как развиваются подростки.

Это интересно: