Журнал для юных умов
Меню сайта

Все ли люди обращают внимание на людей одинаково?

Окружающая нас среда постоянно меняется, так как же мозг адаптируется к этим новым и постоянно меняющимся ситуациям? Внимание помогает нам отфильтровать отвлекающую информацию и сосредоточиться на конкретных фрагментах информации. Например, когда вы сидите дома и делаете домашнее задание, вы можете не замечать фоновых шумов, таких как лай собаки или движение на улице. Исследователей интересует не только то, как мозг обращает внимание, но и то, как внимание уникально для разных людей и для разных типов информации, от простых вспышек света до сложных лиц. В этой статье мы расскажем о важности социальной информации, о том, как внимание определяет приоритетность социальной информации и как объем внимания, уделяемый социальной информации (так называемое социальное внимание), различается у разных людей.

Что особенного во внимании?

Люди постоянно используют ту или иную форму внимания. Отсеивая неважную фоновую информацию, внимание помогает вам сосредоточиться на различных задачах, таких как рисование сложной сцены, игра в видеоигры или чтение этой статьи. Внимание также может помочь направить вас на особенно важную информацию, например на сирену или ваше имя, поэтому внимание - очень необходимый для человека навык. Представьте, как было бы трудно, если бы вы хотели сосредоточить свое внимание на чем-то важном, но не могли, или если бы ваше внимание не могло предупредить вас о важных изменениях в окружающей среде. Вы бы не смогли сделать домашнее задание, освоить новый навык или даже перейти оживленную улицу!

Поскольку внимание так важно, исследователям интересно, как мозг определяет, на что обращать внимание, особенно когда вокруг нас происходит так много вещей. Некоторые исследования показывают, что внимание у разных людей разное и меняется в зависимости от того, на что они обращают внимание. Например, некоторые люди уделяют больше внимания социальной информации (это называется социальным вниманием), но не все имеют одинаковые предубеждения к социальному вниманию, что заставляет исследователей интересоваться корнями этих различий.

Что особенного в социальной информации, такой как лица и глаза?

Исследователи в разных областях нашли как минимум два основных доказательства того, что мы воспринимаем лица, особенно глаза, как нечто особенное. Под "особенными" мы подразумеваем, что люди обычно обращают на лица и глаза больше внимания, чем на другие объекты в мире. Одно из доказательств получено при изучении младенцев, которым всего несколько часов от роду. Исследователи показывали новорожденным рисунок простого лица и медленно перемещали его перед детьми, чтобы проверить, следят ли они за лицом [ 1 ]. Чтобы убедиться, что младенцы следят за лицами, а не просто за движущимися объектами, исследователи также показывали младенцам зашифрованное лицо. Поскольку в скремблированном лице есть все те же части, что и в неповрежденном, исследователи могут быть уверены, что именно особое расположение лица привлекает внимание новорожденных. Интересно, что младенцы следили за рисунком лица (рис. 1А, слева), но не за скремблированным лицом (рис. 1А, справа), показывая, что лица важны даже для младенцев, которым всего несколько часов от роду!

Вторым доказательством того, что лица и глаза особенные, является изучение мозга людей, когда они смотрят или обращают внимание на лица и глаза. Исследователи используют технику, известную как магнитно-резонансная томография (МРТ), чтобы увидеть как структуру мозга, так и его активность [известную как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ)], измеряя приток крови в мозг во время таких событий, как разглядывание лиц или внимание к людям. Кровь отвечает за доставку большего количества кислорода к тем участкам мозга, которые очень активны. Это означает, что мы можем использовать фМРТ для измерения областей мозга, которые активны, когда люди смотрят на лица! Записи фМРТ взрослых людей, обращающих внимание на лица и глаза, показывают высокую активность в частях мозга, называемых фузиформной извилиной и верхней височной бороздой (рис. 1B) [ 2 ]. Это говорит о том, что определенные участки нашего мозга предназначены для реагирования на лица и глаза, что еще раз указывает на то, что эти физические особенности являются особенными.

Как мы измеряем внимание к лицам/глазам в лаборатории?

Одним из способов измерения внимания к лицам и глазам в лаборатории являются простые компьютерные задачи [ 3 ]. В одном из них, называемом заданием с подсказками, исследователи используют подсказки, чтобы направить внимание участника. Последовательность шагов (известная как испытание) показана на рисунке 2 и в соответствующем фильме (Видео 1). В этой задаче сначала на экране появляется лицо, смотрящее либо влево, либо вправо. Затем появляется цель (например, рожок мороженого) либо в том месте, куда смотрит лицо (так называемая "цель с подсказкой"), либо в другом месте (так называемая "цель без подсказки"). Задача участника - нажать на кнопку, как только он заметит цель. Исследователи фиксируют, сколько времени требуется участнику для ответа, что называется временем реакции. Чтобы выяснить, можно ли переключить внимание на взгляд другого человека, исследователи сравнили, как быстро люди реагируют на цели с подсказкой и без нее. Результаты показали, что участники быстрее реагировали на зацепившиеся цели (те, которые находились в направлении взгляда), чем на незацепившиеся. Это означает, что внимание участников было переключено с помощью подсказки взгляда [ 5 , 6 ]. Этот эффект называется эффектом социальной подсказки и показывает, что люди спонтанно обращают внимание на социальные вещи, такие как лица и глаза. Интересно, однако, что исследования показывают, что эффект социальной подсказки меньше для одних людей и больше для других.

Рисунок 2 - Последовательность выполнения задания по измерению социального внимания.

Все ли люди обращают внимание на лица и глаза одинаково?

Короткий ответ - нет! Так же как у людей разные интересы, сильные и слабые стороны, не все обращают внимание на глаза одинаково. Например, люди с расстройствами аутистического спектра (РАС) часто обращают внимание на социальную информацию не так, как другие группы людей. Две ключевые особенности аутизма - это трудности с социальными ситуациями и склонность выполнять движения или поведение очень специфическими или повторяющимися способами [ 7 ]. В реальной жизни люди с расстройствами аутистического спектра могут не смотреть в глаза другому человеку так же часто, как люди без расстройств аутистического спектра, им может быть трудно начинать разговоры или отвечать на них, или они могут быть менее заинтересованы в социальных ситуациях [7]. Диагноз "аутизм" ставится квалифицированными врачами, которые получают заключения от воспитателей, учителей и родителей, а также наблюдают за детьми и просят их выполнить различные задания. Люди с расстройствами аутистического спектра не совсем отличаются от людей без расстройств аутистического спектра. Группа исследователей создала опросник под названием "Опросник коэффициента аутистического спектра" (AQ), который позволяет измерить количество аутистических черт, присущих людям [ 8 ]. Например, в опроснике людей просят оценить, насколько верны для них утверждения о социальных навыках и общении, такие как "Мне нравится знакомиться с новыми людьми" и "Я знаю, как определить, что кому-то, кто меня слушает, становится скучно". Люди с расстройствами аутистического спектра с меньшей вероятностью скажут, что эти утверждения верны, чем люди без расстройств аутистического спектра.

Исследователи задавались вопросом, как люди с разным уровнем аутистических черт, или люди с расстройствами аутистического спектра, справляются с заданием на социальную подсказку. В некоторых исследованиях изучалось, изменяет ли количество аутистических черт эффект социальной подсказки, и в целом кажется, что люди с большим количеством аутистических черт имеют меньший эффект социальной подсказки, что означает, что они не уделяют столько внимания социальным подсказкам, сколько люди с меньшим количеством аутистических черт. Например, в одном из исследований Хейворд и Ристич [6] обнаружили, что меньший эффект социальной подсказки более вероятен для мужчин, людей с большим количеством аутистических черт, согласно AQ, и людей, у которых меньше сетей друзей.

Однако, когда мы рассматриваем исследования социальных подсказок у людей с расстройствами аутистического спектра, результаты исследований неоднозначны. В то время как многие исследователи обнаружили различия во внимании к лицам между людьми с аутизмом и без него, некоторые исследователи не обнаружили никаких различий. В одном интересном исследовании [ 9 ] использовалась задача социального киинга для изучения того, как люди с аутизмом и без него реагируют на цели, на которые лица смотрят почти всегда, или смотрят только часть времени. Когда лица почти всегда смотрели на цель, на них было полезно обращать внимание. Когда лица смотрели на цель лишь иногда, обращать на них внимание было бесполезно. Исследователи обнаружили, что люди без расстройства аутистического спектра не могли не обращать внимания как на "полезные", так и на "бесполезные" лица, демонстрируя склонность обращать внимание на глаза в обеих ситуациях (проявление эффекта социальной подсказки). Люди с расстройствами аутистического спектра, однако, обращали внимание только на "полезные" лица и могли игнорировать "бесполезные" лица (рис. 3). Эти данные свидетельствуют о том, что внимание к лицам и глазам достаточно сильно у людей без аутизма, но у людей с аутизмом они могут выбирать, обращать внимание на глаза или нет. Это означает, что люди с расстройствами аутистического спектра лучше умеют контролировать свое внимание и обращают внимание на такие объекты, как глаза, только тогда, когда считают их полезными [9].

Рисунок 3 - (A) Таблица, показывающая эффекты социальной подсказки для людей с аутизмом и без него.

Заключение

Люди используют социальное внимание каждый день, чтобы ориентироваться в своей жизни. Исследователи могут измерять социальное внимание в лабораторных условиях, и было установлено, что оно варьируется от человека к человеку. Иногда социальное внимание зависит от личностных качеств, как, например, в случае с AQ. Считалось, что у людей с расстройствами аутистического спектра другие приоритеты, когда речь идет о социальном внимании, но, как мы видим из исследования [9], это не всегда так. Дело не в том, что люди с расстройствами аутистического спектра обращают внимание на социальную информацию совершенно иначе, чем люди без расстройств аутистического спектра, а в том, что существуют различия в том, насколько мы предвзяты в отношении внимания к социальной информации. Эти выводы помогают нам понять, насколько важно обращать внимание на других людей, когда мы формируем и поддерживаем социальные отношения, а также лучше понять, почему социальные ситуации даются одним людям легче, чем другим. Надеемся, что знание того, что каждый человек по-разному обращает внимание на социальную информацию, позволит нам быть более понимающими и полезными в общении с другими людьми.

Это интересно: