Журнал для юных умов
Меню сайта

Движения глаз во время чтения

Письменные слова встречаются повсюду. Обучение чтению - одна из главных задач наших младших школьников, а умение читать открывает целый мир возможностей - мы можем погрузиться в истории, напомнить себе важную информацию и узнать что-то новое. Но мало кто из нас задумывается о том, что именно мы делаем во время чтения. Движение глаз очень важно для чтения. Например, чтобы прочитать это предложение, вы, скорее всего, начали смотреть на первое слово, а затем переводили взгляд на каждое слово по очереди. При этом вы прилагаете все усилия, чтобы распознать и понять каждое слово. В этой статье вы узнаете, почему движения глаз являются необходимой частью чтения, как их измеряют, что они говорят ученым о том, что происходит в голове во время чтения, и как они меняются по мере взросления детей.

Чтение - это невероятный подвиг. Когда вы смотрите на письмо, вам удается превратить знаки на странице в язык - слова, которые вы можете произнести и понять. Читая, вы должны переводить взгляд со слова на слово. Движения глаз очень интересны ученым, потому что они многое говорят нам о том, что делает слова легкими или трудными для чтения и понимания. К тому времени, когда вы дочитаете эту статью до конца, вы будете знать гораздо больше о том, почему и как вы двигаете глазами во время чтения.

Почему мы должны двигать глазами во время чтения?

Когда вы смотрите на слово, оно попадает на небольшую область в центре вашего зрения. Эта средняя часть зрения называется фовеа (рис. 1). Вы полагаетесь на эту часть зрения, когда читаете, потому что это единственная область, где вы видите все очень четко. Область слева и справа от точки, на которую вы смотрите, называется парафовеа. Вещи в парафовеа немного размыты, но все равно могут быть полезны при чтении. Область, расположенная дальше от точки, на которую вы смотрите, называется периферией. Информация в этой области очень размыта и не очень полезна при чтении [ 1 ]. Поскольку четкая (фовеальная) часть вашего зрения так мала, вам приходится двигать глазами, чтобы читать длинные слова и предложения.

Чувствуете ли вы, как двигаются ваши глаза?

Движения глаз называются саккадами, и они происходят так быстро, что люди обычно не замечают их. Саккады позволяют вам перемещать глаза из одной точки в другую. За каждой саккадой следует период времени, в течение которого глаза остаются неподвижными. Читая это предложение, обратите внимание на то, как вы двигаете глазами. А теперь вернитесь назад и найдите слово "внимание". Что чувствовали ваши глаза, когда вы искали? Чувствовали ли вы, что ваши глаза двигаются плавно, или же, пытаясь найти искомое слово, вы делали останавливающие движения? Если вы чувствовали, что ваши глаза совершают останавливающиеся движения, значит, вы ощущали саккады, которые совершают ваши глаза во время чтения. Когда вы смотрите на что-то, мы говорим, что вы фиксируете это. Вы можете читать слова только тогда, когда вы их фиксируете.

Как измеряются движения глаз?

Движения глаз измеряются с помощью глазных трекеров, которые представляют собой специальные видеокамеры. Камера для отслеживания движений глаз располагается на столе перед читателем, чуть ниже экрана компьютера (рис. 1). Чтобы голова читателя была как можно более неподвижной, часто используются подставки для подбородка и лба. Видеокамера слежения за глазами делает 1 000-2 000 снимков глаз каждую секунду. Компьютер быстро находит отражения света в глазах читателя, чтобы определить, куда и как долго человек смотрит. Глазные трекеры очень точны. Они определяют, куда смотрит читатель, с точностью до буквы или двух. Они также могут измерить, как долго читатель смотрит на слово, с точностью до нескольких тысячных долей секунды.

Зачем изучать движения глаз во время чтения?

Взгляд на слово позволяет читателю воспринимать новую информацию, поэтому то, как долго человек смотрит на слово во время чтения, очень важно - это может показать, насколько легко или трудно ему читать это слово. Если слово трудно читается, читатель будет смотреть на него дольше, чем на слово, которое читается легко. На трудные слова (и длинные слова) смотрят чаще, чем на легкие. Вы можете посмотреть на трудное слово два или три раза, прежде чем перейдете к просмотру следующего слова, или вернуться, чтобы еще раз взглянуть на трудное слово после того, как закончите читать предложение.

Поскольку движения глаз так хорошо подсказывают ученым, когда чтение становится трудным, мы можем менять части письменного текста, чтобы изучить причины, по которым чтение слов и предложений может быть легким или трудным. На рисунке 2 приведены примеры того, что делает движения глаз короче или длиннее.

Рисунок 2 - Три примера того, что влияет на движения глаз во время чтения.

Какие типы движений глаз происходят во время чтения?

Фиксации

Фиксация - это время, которое читатель проводит, глядя на слово. Около 75-85 % слов в предложении фиксируются хотя бы один раз во время чтения (рис. 3). Время взгляда измеряется в миллисекундах, поскольку фиксации во время чтения очень коротки. Одна миллисекунда равна 1/1000 секунды. У взрослых фиксации могут быть как короткими - 60 мс, так и длинными - 800 мс. Большинство фиксаций составляет около 225-250 мс [ 2 ]. Это примерно четверть секунды!

Рисунок 3 - Движения глаз во время чтения.

Пропуск слов

Не все слова фиксируются. Примерно 15-25 % из них никогда не просматриваются во время чтения. Когда такое происходит, это называется пропуском слов. Чаще всего пропуск происходит, когда слова короткие или очень распространенные. Это также происходит, когда читатель ожидает увидеть слово. Такие слова, как "the" и "a", часто пропускаются [ 3 ].

Направление чтения

Глаза читателя обычно движутся вперед по предложению. В английском языке это означает, что глаза двигаются слева направо. В арабском языке, где слова пишутся справа налево, глаза двигаются справа налево. Иногда глаза двигаются по предложению назад. Движение назад по предложению позволяет читателю еще раз взглянуть на слова, которые он уже пропустил. Такие движения глаз назад называются регрессией. Регрессировать - значит возвращаться назад. Обратные движения глаз происходят примерно в 10-15 % случаев. Ученые считают, что они происходят, когда читатель не понимает слово или предложение с первого раза, поэтому он оглядывается назад, чтобы перечитать сложный фрагмент. Перечитывание подсказывает ученым, где находятся сложные слова.

Похожи ли движения глаз у детей и взрослых?

Дети и взрослые по-разному двигают глазами во время чтения [ 4 ]. Дети читают медленнее, чем взрослые. Например, дети 7-8 лет читают около 95 слов в минуту. Одиннадцати-двенадцатилетние дети читают около 210 слов в минуту. Взрослые читают около 290 слов в минуту. Дети смотрят на слова чаще и дольше, чем взрослые. Они также чаще перечитывают слова, чем взрослые. Эти различия становятся меньше по мере взросления детей, что говорит о том, что дети становятся лучше в чтении по мере взросления, что кажется очевидным, но в чем именно они становятся лучше?

Одна из возможностей заключается в том, что дети лучше распознают написанные слова и понимают прочитанное. Другими словами, у детей улучшаются языковые навыки. Другая возможность заключается в том, что дети лучше двигают глазами быстро и точно. Другими словами, дети лучше контролируют свои движения глаз.

Некоторые компьютерные программы могут помочь ученым решить, какое объяснение является правильным. Эти компьютерные программы похожи на робота, который читает. Робот знает все вещи, которые облегчают или затрудняют чтение. Если ученые скажут компьютерной программе, что что-то (например, язык) важнее, чем что-то другое (например, контроль движений глаз), они смогут увидеть, как это отразится на движениях глаз робота. Затем они могут сравнить движения глаз робота с движениями глаз реальных людей. Подобные исследования позволяют предположить, что движения глаз детей отличаются от движений глаз взрослых главным образом потому, что у детей было меньше возможностей для развития языковых навыков [ 5 ]. Что же это значит для вас? Чем больше слов вы выучите, тем лучше (и быстрее) вы будете читать. Один из лучших способов читать быстрее и лучше - это больше читать!

Резюме

Движения глаз дают ученым возможность увидеть, как происходит чтение. Движения глаз полезны тем, что с их помощью ученые узнают, когда читать легко или трудно. Теперь, когда вы знаете, как и почему двигаются ваши глаза, вы можете подумать об этом в следующий раз, когда будете читать в школе или дома. И помните, что если вы еще немного попрактикуетесь, то через несколько лет вы будете читать так же хорошо и быстро, как ваши учителя.

Это интересно: