Журнал для юных умов
Меню сайта

Из чего вырос язык? Руки обезьян, рты или и то, и другое?

Вырос ли язык из жестов? То есть было ли использование рук, кистей или головы для общения шагом к развитию языка? Мы изучили жесты и символы, используемые шимпанзе, бонобо и человеческим ребенком, которых научили использовать символы. Символ может быть визуальным или словесным, главное, чтобы он что-то означал. Символы обезьян представляли собой картинки, называемые лексиграммами, а символы ребенка - устные слова. Шимпанзе, бонобо и человеческий ребенок использовали много одинаковых жестов. Они использовали жесты, когда были маленькими, а позже добавили к ним символы. Ребенок использовал свой голос во время жестикуляции чаще, чем обезьяны. Наше исследование показывает, что предки людей, шимпанзе и бонобо, вероятно, использовали жесты для общения. Наше исследование также показывает, что объединение звуков и жестов было важным навыком, на основе которого ранние люди могли создавать язык на протяжении тысяч лет.

Вопрос о том, как возникли языки, трудно изучить, потому что старые языки не оставляют после себя скелетов. К счастью, детеныши обезьян содержат подсказки об истории языка. Приматы похожи на обезьян, но крупнее и без хвостов. Люди, шимпанзе, бонобо, гориллы, орангутанги и гиббоны - все это обезьяны. Каждый вид обезьян - это отдельный вид. Животные одного вида могут вместе делать детей. Другие обезьяны находятся в близком родстве с людьми на так называемом "Древе жизни". Древо жизни - это не настоящее дерево. Это карта видов животных и других живых существ в мире. На Древе жизни так много ветвей, что оно похоже на дерево. Каждая ветвь Древа жизни представляет собой вид. Виды, похожие друг на друга, например собаки и волки, олени и лоси, солнечные рыбы, рыбы-кошки и золотые рыбы, белые медведи и медведи гризли, расположены близко друг к другу на Древе жизни. Существа на верхних ветвях появились после существ на нижних ветвях, которые являются их предками (см. рис. 1). Процесс, в ходе которого вид изменяется с течением времени и появляется новый вид, называется эволюцией.

Люди и другие приматы имеют общего предка, а это значит, что если проследить ветви поколений родителей людей и других приматов достаточно далеко назад, то можно прийти к одному и тому же животному (нашему общему предку). Люди больше похожи на шимпанзе и бонобо, чем на других приматов, поэтому они находятся ближе на Древе жизни. У всех трех видов - человека, шимпанзе и бонобо - есть общий предок. Человек стал другим видом, отличным от бонобо и шимпанзе, 5-7 миллионов лет назад. Бонобо и шимпанзе продолжали становиться такими, какие они есть сейчас, даже после того, как от них отпочковался человек. Шимпанзе и бонобо тоже изменились за миллионы лет, но по-своему.

Мы можем изучать поведение ныне живущих животных, чтобы узнать о вероятном поведении их предков. Если все виды в ветви древа жизни могут научиться какому-то навыку, то, скорее всего, они унаследовали этот навык от общего предка. Если только один вид в ветви может научиться какому-то навыку, то общий предок, вероятно, не смог научиться этому навыку. Скорее всего, этот вид выработал навык после того, как вырос отдельно от других видов этой ветви.

Некоторые люди считают, что люди - единственные животные, способные выучить язык. Например, у многих людей есть собаки, и они знают, что собака может научиться выполнять множество команд. Но выполнение команд - это не язык. Люди используют язык, чтобы рассказать другим людям о чем-то (например, "Небо голубое" или "Для костра нужно больше дров"). Обычно люди не говорят такие вещи своей собаке, потому что собаки общаются, но они не используют язык, как люди. Но мы считаем, что другие животные, особенно те, которые находятся ближе к нам на Древе Жизни, могут научиться простому языку, если они растут в доме, где другие используют язык и ожидают, что они будут использовать язык, как это делают человеческие дети. Мы считаем, что предки людей, шимпанзе и бонобо, вероятно, использовали жесты для изучения языка. Жесты - это движения рук, кистей или тела, которые используются для общения.

Почему мы считаем, что язык вырос из жестов?

Идея о том, что язык вырос из жестов, известна как жестикуляционная теория эволюции языка [ 1 ]. Это старая идея. Мы считаем, что язык вырос из жестов, потому что нечеловекообразные обезьяны используют жесты более гибко, чем звуки [ 2 ]. В течение многих лет исследователи пытались научить нечеловекообразных обезьян говорить с помощью рта. В 1890 году исследователь научил молодого шимпанзе Мозеса произносить слово "feu" (огонь по-французски), но Мозес не смог научиться произносить его четко. В 1916 году другой исследователь по имени Уильям Фернесс попытался научить четырех молодых обезьян говорить. После долгих тренировок одна обезьяна научилась говорить "чашка" и "папа". Но она выучила всего несколько слов. В течение следующих 60 лет еще больше исследователей пытались научить обезьян говорить, воспитывая их вместе с людьми, но и эти обезьяны научились произносить лишь несколько слов. Им было очень трудно произносить слова. Но исследователи полагали, что они могут понимать гораздо больше слов, чем произносить.

В 1966 году двое исследователей по имени Беатрис и Алан Гарднер взяли на воспитание детеныша шимпанзе по имени Уошо [ 3 ]. Они подумали, что обезьяны, возможно, не очень хорошо умеют говорить, потому что люди лучше контролируют части тела, которые мы используем для речи, чем обезьяны. Возможно, подумали они, обезьяны лучше справятся с языком жестов. Как и глухие человеческие дети, Уошо выучила американский язык жестов, играя со своими воспитателями и рассказывая им о том, что они делают. К 8 годам Уошо умела делать около 150 знаков! Каждый знак имел свое значение, как и разговорная речь. Это было гораздо больше символов, чем у обезьян, которых учили говорить ртом.

Но у шимпанзе не такие руки, как у людей, поэтому язык жестов может быть для них затруднителен. Поэтому другой исследователь, Дуэйн Румбо, создал совершенно новый язык для обезьян. И язык жестов, и разговорный язык используют символы, которые обозначают что-то, но не обязательно должны выглядеть или звучать так же, как обозначаемый ими предмет. Дуэйн Румбо создал символы-картинки (так называемые лексиграммы). Каждая лексиграмма имела свое значение - она обозначала слово, например "яблоко" или "идти". Лексиграммы выглядели так, чтобы отличаться друг от друга и от того, что они обозначали. Например, лексиграмма "яблоко" представляла собой не изображение яблока, а прямоугольник с кругом и точкой (рис. 2). Было важно, чтобы лексиграммы не были похожи на то, что они обозначали, чтобы они были символами, а не просто картинками. Символы получают свое значение от существ, которые их используют, а не от того, как они выглядят или звучат. Например, слова feu и fire означают одно и то же, но разные группы людей используют разные слова для описания огня. Обезьяны могли указывать на лексиграммы, чтобы выразить свое мнение. Они также могли понимать окружающих их людей, когда те говорили ртом или указывали на лексиграммы.

Рисунок 2 - Доска лексиграмм.

В нашем исследовании [ 4 ] участвовали представители каждого из трех видов: шимпанзе, Panpanzee, бонобо, Panbanisha, и ребенок, GN. Все они были девочками. Панпанзе и Панбаниша выросли вместе в доме в лесу. Они проводили много времени, играя с воспитателями-людьми, навещая обезьян, которые жили неподалеку, и путешествуя по лесу вокруг дома в поисках еды. Обезьяны и их воспитатели использовали лексику, жесты и речь (обезьяны слушали, но не говорили) для общения о том, куда они хотят пойти и что хотят сделать. Общаясь с обезьянами о том, что для них важно, исследователи помогли обезьянам понять, что язык полезен. Как и человеческие дети, обезьяны лучше всего усваивают язык, когда используют его для общения о важных для них вещах с близкими людьми. Обезьяны научились многим способам использования языка, которые, как считали люди, могут освоить только люди, например складывать символы вместе, чтобы передать новые идеи [ 5 ], говорить о вещах, которых нет рядом, и даже лгать!

Что показало наше исследование?

К счастью, исследователи снимали на видео Панбанишу, Панпанзе и GN, пока они росли. Это означало, что мы могли искать и подсчитывать различные виды жестов, которые обезьяны и ребенок использовали во время взросления. Сначала нам нужно было дать определение жестам. Например, тянуться - это когда обезьяна или человек протягивает руку, а указывать - это когда они указывают пальцем на что-то. Поэтому, увидев каждый тип жеста, мы записывали, кто его сделал, когда он был сделан и по какому поводу. Эта процедура называется кодированием. Исследователи используют кодирование, чтобы превратить поведение, которое они видят на видео, в цифры, которые можно сравнивать. Мы кодировали видеозаписи обезьян и человека с того момента, когда они впервые использовали один символ, до того, как они начали складывать символы вместе (начиная примерно с годовалого возраста и до 18 месяцев для GN или 26 месяцев для панбаниши и панпанзе).

Наше кодирование показало, что панбаниша, панпанзе и GN используют многие из одних и тех же жестов (см. рис. 2, 3). На рисунке 4 видно, что GN использовала некоторые жесты, которых не было у обезьян, например "показать" и "открыть". Человеческий ребенок также использовал символы и указывал пальцем чаще, чем обезьяны. Обезьяны тянулись к интересующим их предметам всей рукой чаще, чем GN. И обезьяны, и человек жестами рассказывали о вещах в своем мире, прежде чем научились передавать информацию о них с помощью символов. У обезьян символами были лексиграммы, а у человеческого ребенка - слова. По мере роста все трое стали использовать символы. Только человеческий ребенок научился использовать символы чаще, чем жесты.

Рисунок 3 - Примеры жестов Рисунок 4 - Сравнение типов коммуникативных жестов/символов у разных видов.

О чем говорят эти выводы?

Если вы думаете, что наши результаты подтверждают жестовую теорию эволюции языка, то вы правы! Эти данные говорят нам о том, что предки шимпанзе, бонобо и человека, вероятно, использовали жесты для общения. Наши результаты также подтверждают теорию, которую мы не ожидали: что язык развился как из жестов, так и из звуков (мы называем это мультимодальной теорией эволюции языка). Человек использовал голос и жестикуляцию гораздо чаще, чем обезьяны. Наше исследование показало, что объединение звуков и жестов (например, указание на печенье и произнесение слова "ешь") было важным навыком, который ранние люди могли использовать для создания языка на протяжении тысяч лет.

Более века исследований языка обезьян позволили получить доказательства того, что предки людей, шимпанзе и бонобо использовали жесты для создания языка [ 6 ]. Исследования языка обезьян показывают, что обезьяны могут научиться многим способам использования языка, которые, как считали раньше, под силу только людям. Наше исследование дополнило предыдущие, обнаружив доказательства того, что язык вырос из рук и рта наших обезьяньих предков.

Это интересно: