Журнал для юных умов
Меню сайта

Как мозг помогает нам понимать других?

Как вы думаете, о чем думают ваши друзья, когда получают комплимент? Что они чувствуют, когда получают хорошую оценку в школе? Размышления о других людях и о том, что они знают, во что верят или чего хотят, называются социальным познанием. Определенные участки мозга важны для социального познания, и эти участки работают вместе в сети, позволяя нам думать о других. Как мы развиваем эти социальные навыки, начиная с младенчества? В этой статье мы расскажем, какие части мозга важны для социального познания, и объясним, как сеть областей мозга, обеспечивающих социальное познание, развивается с годами, от новорожденного ребенка до взрослого.

Что такое социальное познание?

Вы когда-нибудь задумывались о том, что думает или чувствует другой человек? Каждый день мы общаемся с самыми разными людьми и делаем что-то вместе с ними. И именно мозг делает это возможным! Мозг участвует во всем, что мы делаем, и он особенно важен для социального опыта. Подумайте обо всех социальных вещах, с которыми вы сталкиваетесь каждый день: вы шутите с друзьями, общаетесь с родителями, братьями и сестрами, учитесь у учителей в школе, празднуете с бабушкой день рождения и так далее. Все эти люди являются частью вашей социальной сети: группы людей, с которыми вы общаетесь. Когда вы общаетесь с другими людьми, а также когда вы просто смотрите на них или думаете о них, вы можете попытаться представить, что они чувствуют или о чем думают (рис. 1).

Познание означает мышление, обучение и понимание вещей. Социальное познание - это особый вид познания, который включает в себя размышления о том, что знают, хотят или чувствуют другие люди. Социальное познание помогает нам понять, что чувствуют наши друзья, когда открывают подарок, который давно хотели получить, или что чувствует один из наших одноклассников, когда получает хорошую оценку. Это может показаться простым, но на самом деле это очень удивительно! Поскольку мы не можем читать чужие мысли, мы представляем, что чувствуют, о чем думают или что знают другие люди. Это очень важный человеческий навык.

Какие части мозга важны для социального познания?

Определенные участки мозга помогают нам думать о других (рис. 2). Начнем с передней части мозга, которая называется префронтальной корой. Если вы коснетесь середины лба, то укажете на эту часть мозга. Префронтальная кора отвечает за многие вещи: запоминание, принятие решений, планирование и социальное познание [ 1 ]. Префронтальная кора помогает нам ставить себя на место другого человека, то есть эта часть мозга активизируется, когда мы представляем, что чувствует или думает другой человек.

Рисунок 2 - Части мозга, которые помогают нам думать о других.

Еще одна область мозга, которая помогает в социальном познании, - миндалина. Это название происходит от греческого слова amygdale, что означает миндаль. Как вы уже догадались, миндалина по форме напоминает миндаль! Миндалины расположены по обеим сторонам (полушариям) мозга, и хотя эти области очень маленькие, они очень важны! Миндалина заботится о социальном познании, а также управляет нашими эмоциями и обучением [ 2 ]. Например, при социальном познании миндалина помогает нам распознавать выражение лица человека и понимать, выглядит ли он счастливым, грустным или напуганным.

Другая область мозга, важная для социального познания, называется верхней височной бороздой. Если представить себе мозг как горный хребет с горами и долинами, то "сулькус" - это слово, используемое для обозначения долин мозга. Слово "височная" относится к височной доле, где находится эта долина, а "верхняя" означает, что долина находится на вершине височной доли.

Очень близко к верхней височной борозде находится височно-теменной переход. Это область, где встречаются височные и теменные доли. И верхняя височная борозда, и височно-теменной переход важны при взаимодействии с другими людьми. Вместе с префронтальной корой эти области активизируются, когда мы представляем, что чувствуют или думают другие люди [1]. Верхняя височная борозда также активизируется, когда мы распознаем выражение лица человека, и, как вы уже узнали, эта область работает с миндалиной. На самом деле все отделы мозга, участвующие в социальном познании, работают вместе. Как все люди в социальной сети помогают друг другу, так и сеть в мозге делает то же самое. Но когда мы рождаемся, области мозга еще не очень хорошо связаны между собой. Как же развиваются эти важные связи в мозге, которые помогают нам в социальном познании?

Социальное познание у младенцев

Новорожденному ребенку необходимо научиться разговаривать и взаимодействовать с другими людьми. К счастью, дети учатся быстро, и с годами они учатся понимать, что чувствуют другие, как играть с другими и как думать о других (рис. 3). На протяжении всего детства мозг продолжает развиваться. Даже сейчас ваш мозг продолжает узнавать больше о других людях - и все это началось, когда вы были младенцем.

Рисунок 3 - Социальное познание развивается в детстве и в подростковом возрасте.

Когда дети рождаются, они уже интересуются людьми больше, чем предметами. Малыши любят слушать голоса, особенно голоса своих матерей и отцов, и им нравится смотреть на человеческие лица. В первые месяцы жизни малыши начинают замечать, когда кто-то с ними разговаривает, и это важный первый шаг на пути к социальному познанию. Возможно, вы слышали, как кто-то разговаривает с ребенком на "детском языке": он может говорить на повышенных тонах, повторять одни и те же слова снова и снова и говорить очень четко. Хотя для вас это, вероятно, звучит немного смешно, малышам это очень нравится, и это помогает им развивать язык и социальные навыки. Когда младенцы замечают, что кто-то дружелюбно с ними разговаривает, улыбается им или устанавливает зрительный контакт, у них активизируются префронтальные зоны мозга [ 3 ]. Даже в первые месяцы жизни префронтальная область активна в процессе социального познания.

На первом году жизни младенцы не только интересуются голосами и лицами, но и развивают некоторые социальные навыки. Например, когда ребенок играет с родителями, он может показать на игрушечную машинку. Когда родитель тоже смотрит на эту игрушку, исследователи обнаружили, что в префронтальной коре головного мозга младенца наблюдается повышенная активация. Похоже, что младенцы уделяют больше внимания вещам, которые они видят, когда знают, что кто-то еще смотрит на эту вещь в то же самое время! Наряду со многими другими навыками, развивающимися у детей в первый год жизни, этот навык помогает малышам играть с игрушкой вместе с кем-то еще.

Социальное познание у детей

Маленькие дети продолжают приобретать множество других социальных навыков: они учатся разговаривать и играть со множеством разных детей на детской площадке или в школе. Дети начинают понимать, что у каждого человека есть свои мысли и чувства и что другие могут видеть мир иначе, чем они. Например, некоторые маленькие дети думают, что можно спрятаться, просто прикрыв глаза, - если они не видят других, то и другие не видят их. Когда дети немного подтянутся в социальном познании, они начнут понимать, что другие люди все равно видят их, когда они закрывают глаза.

Дети не только узнают, что у каждого человека есть свои знания, мысли и чувства, но и начинают понимать, что иногда люди верят в то, что на самом деле не является правдой. Представьте, что ваш брат или сестра думают, что в холодильнике осталось одно мороженое. Вы знаете, что это не так, потому что вчера вы съели последнее мороженое после школы. Но вы понимаете, что, когда мама спросит вашего брата или сестру, осталось ли в холодильнике мороженое, ваш брат или сестра ответит "да", потому что он или она не знает, что вы съели последнее мороженое вчера. Это означает, что вы понимаете, что у всех могут быть разные убеждения: ваш брат или сестра верит в то, что отличается от того, что знаете вы. У детей эти навыки развиваются примерно в 4 года, и исследователи показали, что три области мозга активизируются, когда вы понимаете, что кто-то верит в то, что вы не верите: височно-теменной узел, верхняя височная борозда и префронтальная кора [ 4 ].

Понимание того, что у каждого человека есть свои мысли и чувства, - это навык, который развивается по мере взросления детей. Даже в подростковом возрасте дети продолжают развивать эти навыки! В подростковом возрасте происходят значительные изменения в том, как дети чувствуют, выглядят и думают. На протяжении этих лет меняется и мозг. Мозг состоит в основном из двух типов тканей: белого и серого вещества. В подростковом возрасте количество белого и серого вещества в мозге меняется [ 5 ]- больше белого и меньше серого вещества образуется в префронтальной коре, которая является очень важной областью для социального познания! Некоторые исследователи связывают реорганизацию подросткового мозга с изменениями в социальном поведении подростков. Подростки, как правило, лучше взаимодействуют с разными людьми и лучше думают о других и о себе. Однако в течение нескольких лет подросткам несколько сложнее, чем раньше, распознавать эмоции других людей. Им также сложнее определить, видели ли они чье-то лицо раньше. Но не волнуйтесь, когда подростки достигают совершеннолетия, их мозг в основном завершает реорганизацию, и они прекрасно справляются с распознаванием эмоций и лиц, а также с другими аспектами социального познания. К тому времени, когда мы достигаем зрелого возраста, у нас уже сформированы все навыки, необходимые для эффективного использования нашего социального мозга. Однако даже будучи взрослыми, мы все еще можем учиться и становиться лучше.

Заключение

Теперь вы знаете, что мы можем думать о других людях и о том, что они могут думать или чувствовать, благодаря целому ряду участков мозга, которые работают вместе. Миндалина, префронтальная кора, верхняя височная борозда и височно-теменной переход образуют мозговую сеть, которая позволяет нам создавать свои собственные социальные сети с нашими семьями, друзьями и другими людьми. Эта сеть областей мозга начинает активизироваться, когда мы еще только рождаемся, и по мере нашего роста она помогает нам стать такими социальными, какими мы являемся сегодня. Так что в следующий раз, когда вы посмотрите на кого-то и сразу поймете, что он чувствует или думает, вспомните, что несколько отделов вашего мозга трудятся над тем, чтобы сделать это возможным!

Это интересно: